Второй Международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой «Opera Art» c триумфом завершился 6 апреля 2017 года концертным исполнением в Большом зале московской консерватории оперы Джузеппе Верди «Трубадур». Звучала французская редакция оперы.
В рамках фестиваля прошли пять концертов, два из них были концертными исполнениями опер. Жаль, что шестой концерт, где с Динарой Алиевой должен был петь Стивен Костелло, не состоялся по чисто техническим причинам; но это событие не снижает общей высокой оценки фестиваля.
Все концерты фестиваля Алиевой прошли с триумфом. Открылся он 7 марта раритетной оперой Джакомо Пуччини «Ласточка». Успех был абсолютный. Рецензию на этот концерт можно прочесть здесь.
Краткий отклик на второй концерт (12 марта), в котором пели солисты Мариинского театра Владислав Сулимский и Елена Стихина, есть здесь.
В третьем концерте фестиваля (16 марта) Динара Алиева превосходно спела «Русские романсы».
«Ласточку» исполнял интернациональный состав, а «Трубадура» – в основном российский, за исключением дирижёра и баритона.
В отличие от «Ласточки», которая редко появляется на мировой оперной сцене, «Трубадур» – одна из самых популярных опер. Причиной тому – огромное для одной оперы количество красивейших и драматически насыщенных арий, причём не только у главных персонажей. Например, рассказ начальника графской стражи Феррандо из первого действия «Di due figli vivea padre beato» («Небо графу послало двух сыночков прелестных»), прекрасно исполненная басом Виталием Ефановым (Новая Опера). А выходная ария Леоноры «Tacea la notte placida» («Кругом тёмная ночь была») часто входит в репертуар сопрано.
«Трубадур» очень долго был в репертуаре Большого театра, и мы слышали в нём исполнителей мирового класса. Это несравненная Ирина Архипова и Елена Образцова в партии Азучены и Юрий Мазурок в партии графа ди Луны. Они записали эти партии с разными дирижёрами и в разных постановках, в том числе с Ричардом Бонингом, Колином Дэвисом, Гербертом фон Караяном. В этой роли Ирина Архипова дебютировала на сцене театра Ковент Гарден.
В «Трубадуре», как и двух предыдущих концертах, Динара Алиева была просто безупречна. Фестиваль наглядно показал стабильность её вокального состояния. Она сейчас находится на пике своего дарования. Надеемся, что он продлится долго-долго.
Сергей Поляков (Новая Опера) в партии Манрико заменил обещанного в буклете турецкого тенора Мурата Карахана. Замена оказалась вполне адекватной.
Партию графа ди Луна великолепно исполнил монгольский баритон Энхбатын Амартувшин. Он знаком российским (правда, больше петербургским, чем московским) любителям вокала. Дело в том, что в 2011 году он получил II премию и приз зрительских симпатий XIV конкурса им. Чайковского в Петербурге. Не премину здесь, как я поклялся, в очередной раз заявить, что Конкурс им. Чайковского по всем четырём специальностям обязан проводиться в Москве.
Наряду с красивым и мощным баритоном, Амартувшин удивил феноменально отточенной дикцией, что так редко в наши дни. Это тем удивительнее, что, по моим сведениям, французского языка он не знает.
Не так удачно, как остальные солисты квартета главных героев, показала себя Олеся Петрова (Азучена), поющая эту партию в Новой Опере. Её подводят довольно резкие и открытые верха.
Неплохое в целом впечатление произвёл израильский дирижёр Даниэль Орен. Лишь временами его захлёстывал темперамент – и тогда оркестр несколько заглушал певцов. Но это случалось не часто.
Как всегда в последнее время, профессионализм высшего качества показали «Мастера хорового пения» Льва Конторовича.
Прекрасно звучал и оркестр Новой Оперы им. Евгения Колобова. В этом заслуга главного дирижёра Новой Оперы Яна Латам-Кёнига, выведшего этот коллектив на уровень лучших московских оркестров.
Констатируя большой и заслуженный успех второго Международного музыкального фестиваля Динары Алиевой «Opera Art», затаим дыхание в предвкушении третьего и в надежде, что он будет не хуже первых двух.
Владимир Ойвин