Музыку «Болеро» Мориса Равеля, ритуально ритмическую, гипнотическую, выдающийся хореограф Морис Бежар назвал «вечно новой в своей простоте». И создал один из довольно сложных балетов ХХ века. Танцевать его «Болеро» могут и мужчина, и женщина.
При жизни Бежар сам выбирал солиста, руководствуясь, по его словам, неким «шестым чувством». Теперь право выбора принадлежит его преемникам, а жизнь балета зависит от их умения распорядиться этим правом. На сцене оперного театра Лозанны в «Болеро» дебютировала Диана Вишнёва.
Альпы в снегу, лебеди на Женевском озере, старомодный троллейбус – главный вид общественного транспорта Лозанны, неспешный ритм жизни – в любви и уважении к этому городу в разное время объяснялись Вольтер, Виктор Гюго, Коко Шанель. Сюда неоднократно приезжал Ленин – поработать или отдохнуть от политических баталий. Сегодня четвертый по величине город Швейцарии нередко называют культурной столицей страны. Два десятка музеев, театры и престижные международные фестивали сделали маленькую Лозанну мировой знаменитостью.
В такое вот место когда-то влюбился и французский хореограф Морис Бежар. Он связал с Лозанной свою жизнь и легенду, основав здесь хореографическую компанию. Предпочтя тихий провинциальный город европейским столицам, мастер навсегда вписал его в историю мирового балета. Лозанна Мориса Бежара боготворит. Одну из центральных станций первого и единственного в Швейцарии метро назвали в его честь и украсили изображениями движущихся в магическом танце тел.
Для Бежара в Лозанне – все самое лучшее. Вот и для вечера его одноактных балетов была выбрана лучшая в городе сцена – старейшего в Лозанне – Оперного театра. На его реконструкцию, длившуюся более двух лет, город потратил без малого 30 миллионов евро. Реставрация фасада и суперсовременное техническое оснащение. Теперь Лозанна вправе ждать серьезных мировых премьер.
«В новом сезоне одна из главных задач – создать репертуар, достойный нашего обновления. У нас сейчас семь оперных и три балетных премьеры. Только что на парковке я видел машины из Франции и из разных кантонов Швейцарии. Для любителей балета провести день за рулем ради такого зрелища – это нормально»,
– говорит генеральный директор Оперного театра Лозанны Эрик Вижье.
«Мы сами из Женевы – не могли пропустить такое событие, как сразу три балета МорИса Бежара, особенно знаменитое «Болеро».
«Мы вот специально приехали посмотреть на Диану Вишневу. Насколько я понимаю, это один из последних спектаклей 1976 года – Болеро. Вот специально приехали из Москвы»,
– говорят зрители.
Для российской примы-балерины Дианы Вишнёвой Лозанна – тоже особое место. Здесь когда-то случился первый в ее жизни истинный триумф – победа на престижнейшем балетном конкурсе «Приз Лозанны», открывшая для нее двери на лучшие сцены мира. И вот снова Лозанна – и роль в «Болеро» Мориса Бежара – та самая, о которой мечтает любой танцовщик.
«Я безумно счастлива, что ко мне все роли приходят вовремя. Вот “Болеро” пришло не раньше и не позже. Когда я работала с Бежаром над “Кольцом Нибелунгов”, у меня даже не возникало желания спросить у него, могу ли я станцевать “Болеро”. В тот момент я понимала, что это будет выглядеть не совсем корректно по отношению к этому произведению, по отношению к этому мэтру.Прошло энное количество лет и я поняла, что вот теперь я могу спросить»,
– признается Диана Вишнёва.
40 лет назад Майя Плисецкая получила эту партию лично от Мориса Бежара. В 2007-м мэтра не стало. Танцевать «Балеро» Вишнёву пригласил нынешний руководитель труппы Жиль Роман.
«Я давно слежу за творчеством Дианы, у нее потрясающе красивые руки, кисти рук – кроме того, что она вообще хорошо танцует. Говорить о точных критериях, кто подходит для “Болеро”, а кто нет – невозможно. Это надо почувствовать»,
– рассказывает Жиль Роман.
Поддержать Диану Вишневу в Лозанну приехали друзья и коллеги, в том числе по проекту «Большой балет», осуществленному на канале «Россия К».
«Она нашла свои краски. Я очень рад, что возобновился мост между нашими балеринами и труппой Бежара»,
– отмечает хореограф Азарий Плисецкий.
«И для нас, для русских людей, для профессионалов, это большая честь. Из всех русских балерин она наиболее точно подходит к Бежаровской труппе по духу, по смелости, по авантажности, энергетике»,
– добавляет хореограф, заслуженная артистка России Алла Сигалова.
15 гипнотических минут танца на красном помосте в окружении 40 танцовщиков. За обманчивой внешней простотой Болеро – невероятная сложность в исполнении. Вишнева признается: был момент – хотелось собрать чемодан и сбежать, настолько тяжелой показалась задача. Но три месяца упорного труда, и вот оно – чудо Бежаровского «Болеро».
После почти 10-минутной овации, за закрывшимся, наконец, занавесом – поздравления от коллег и партнеров.
Теперь, когда мечта о бежаровском «Болеро» сбылась, Диана Вишнёва признается: следующая мечта – чтобы эту работу обязательно увидели зрители в России.
Новости культуры