Мало того, что в Москве, при её очень интенсивной музыкальной жизни, существенно более насыщенной чем, скажем, в Париже, практически напрочь отсутствует реклама концертов классической музыки, так еще музыкальные критики посещают концерты только в традиционном списке залов: Большой, реже Малый и Рахманиновский залы консерватории, Зал им. П. И. Чайковского, изредка в Доме музыки.
За бортом их внимания остаётся большое число малых залов, но в которых нередко случаются очень интересные концерты. Приведу далеко не полный список таких залов:
- Зал им. Н. Я. Мясковского (Консерватория),
- Залы Российской академии музыки им. Гнесиных,
- Музей-квартира С. Рихтера,
- Музей-квартира Гольденвейзера,
- Музей С. Прокофьева,
- Музей А. Скрябина,
- Центр Слободкина,
- Собор Непорочного Зачатия Девы Марии (католики),
- Собор Петра и Павла (лютеране),
- Концертный зал Дома композиторов.
Один из таких интересных концертов, в котором выступил студент V курса Московской консерватории (класс профессора Майи Глезаровой) Даниил Коган состоялся 12 февраля 2016 года в зале им. Н. Я. Мясковского.
Партию фортепиано исполнила Анна Тамаркина.
Даниил Коган – внук одного из крупнейших скрипачей ХХ века Леонида Когана, Программа концерта была весьма разнообразна в стилистическом отношении, о чём говорит хотя бы перечень исполненных в этот вечер композиторов: Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт, Клод Дебюсси, Эжен Изаи, Камилл Сен-Санс – Изаи.
Сочинения Шуберта как бы обрамляли программу концерта, которая началась исполнением сонаты (дуэта) для скрипки и фортепиано ля мажор, ор. 162 Шуберта и завершилась исполненным на бис финала из его же Сонатины № 2 ля минор, ор. 137 № 2.
Оба сочинения были исполнены в лучших традициях романтической музыки – ярко и пластично. Даниил Коган исполнял свою партию легко, как бы играючи.
Не зря Шуберт дал этой сонате подзаголовок – дуэт, подчеркнув равенство партий двух инструментов. Анна Тамаркина великолепно исполнила фортепианную партию этого дуэта, именно партию, а не аккомпанемент. В инструментальных и вокальных сочинений Шуберта партии рояля не уступают в значимости инструменту или голосу. Это характерная черта шубертовской
Интересно и не совсем обычно Д. Коган исполнил Сонату № 3 для скрипки соло И. С. Баха.
Сейчас под влиянием так называемых аутентистов Бах исполняется сухо и сурово так называемых потому что никто не может гарантировать, что инструменты у них звучат так же, как во времена авторов музыки.
В понятие аутентизма, кроме использования инструмента того периода, в который сочинена музыка, входит ещё много деталей, как то форма и длина смычка, наличие жильных струн у струнных инструментов, связанное с этим изменение высоты строя и т.д. У Даниила Бах прозвучал более человечно и мягко, несколько романтизировано.
В сонате Дебюсси исполнители отдали дань великолепному импрессионизму. Соната была сыграна с шармом и изяществом. Скрипичная партия виртуозно и прихотливо извивается словно горный ручей.
Второе отделение концерта было посвящено чисто виртуозной музыке. Соната № 4 для скрипки соло Эжена Изаи была исполнена не просто как виртуозная пьеса, но ещё прозвучала романтично. Виртуозность у Даниила Когана не самоцель, а инструмент достижения музыкального смысла пьесы.
Программную часть вечера завершил искрящийся «Этюд в форме вальса» Сен-Санса в виртуозной транскрипции Изаи, исполненный очень изящно, органично и без видимого напряжения.
Анна Тамаркина прекрасно исполнила партию фортепиано.
О бисовом номере – финале Сонатины № 2 для скрипки и фортепиано Шуберта я уже писал выше.
Концерт Даниила Когана и Анны Тамаркиной прошел с аншлагом.
Владимир Ойвин