10 сентября 2018 в Государственном Кремлевском Дворце был аншлаг. Настоящим открытием для публики стала российская премьера балета с элементами оперы «Хрустальный Дворец» – масштабного международного проекта, уникальный характер которого подчеркивают межкультурные театральные и музыкальные связи.
С большим успехом спектакль прошёл на Мальте (в июле прошлого года мировую премьеру балета приурочили к 50-летию установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой).
С энтузиазмом был встречен в Армении (в июне этого года несколько измененную версию увидели зрители Национального академического театра оперы и балета Еревана).
Инициатором московского показа стал Европейский фонд поддержки культуры (EFSC) во главе с Константином Ишхановым. Спектакль удалось провести без участия государственных средств. Единственный раз балет с элементами оперы смогли показать EFSC совместно Ассоциацией поддержки культурных инициатив (АПКИ) и Государственным Кремлевским Дворцом.
На российскую премьеру пожаловали важные мальтийские гости. Председатель Совета директоров Средиземноморского Конференц-центра на Мальте, доктор Кеннет Спитери отложил дела, чтобы посмотреть спектакль в Москве (раньше он дважды видел балетно-оперное представление в разных уголках планеты).
“С каждой премьерой балет становится всё лучше и лучше. Музыка просто невероятная!
– отметил он, когда закончился первый акт.
Музыка здесь абсолютно понятна и вместе с тем чрезвычайно глубока. То, как в балет «вплетается» опера, добавляет ему больше красок. Мне кажется, что у «Хрустального Дворца» блестящее будущее”.
По словам композитора Алексея Шора, какое-то количество музыкального материала у него было изначально готово, и оно подходило для определённых сцен. В процессе работы, вместе с автором либретто и режиссёром–постановщиком Екатериной Мироновой, потребовалось многое дописать, но в целом ему была предоставлена полная свобода творчества.
“Не всё сначала получалось”,
– отметил балетмейстер Александр Сомов.
“Даже у приглашённых солистов (в премьере участвовали заслуженный артист России Иван Васильев, ведущая солистка Большого театра России Мария Виноградова, прима-балерина Большого театра России Мария Аллаш и солистка оперной труппы Большого театра России Анна Нечаева). Однако итоговый результат вышел более, чем достойным”.
Знаменитая итальянская актриса Орнелла Мути, исполнившая роль императрицы Анны Иоанновны, смогла справиться с русским языком и порадовала публику красивыми танцевальными движениями.
В тесной связке над спектаклем в двух действиях работали художник по костюмам Елена Нецветаева-Долгалёва, художник-постановщик Сергей Тимонин и художник по свету Антон Стихин. В итоге, вечернее представление обрело декорации в стиле барокко, световые картины в духе эпохи, костюмы, как в XVIII веке, расшитые вручную.
Стоит отметить, что в постановке участвовали необыкновенно стройный детский хор Большого театра России, а также удивительно растянутые воспитанники Школы классического танца под руководством Геннадия и Ларисы Ледях. Специально был собран в короткие сроки из разных мест симфонический оркестр, которым успешно руководил неоднократный обладатель премии «Золотая Маска» Павел Клиничев.
По словам участников, московский показ прошёл «на подъёме», «тепло и душевно».
“Всё находится в гармонии: и музыка, и танцевальные движения, и актёрское мастерство исполнителей”,
– поделился впечатлениями пианист, профессор Московской консерватории Владимир Овчинников после премьеры.
“Атмосфера постановки мне очень напомнила лучшие традиции французского двора. Будто мы с вами собрались в театре и являемся зрителями театрального представления в его наилучшем смысле […].
Музыка Алексея Шора, безусловно, прекрасна! Я слышал её ранее неоднократно, когда присутствовал в качестве члена жюри на различных конкурсах, где она была обязательна к исполнению.
Могу сказать, что она простая, легкая, но в тоже время, такая яркая и переменчивая: она может быть и стремительной, и необузданной, даже яростной, а иногда поражает своим спокойствием, умиротворением и нежностью…”
Анна Ефанова, на правах рекламы