В Лондоне завершаются гастроли Мариинского театра.
Организаторы турне, легендарные импресарио Лилиан и Виктор Хоххаузеры, не одно десятилетие знакомят британскую публику с российским искусством.
В 2010 году они были награждены орденами Дружбы за укрепление международных отношений. А в начале 2017 года – «Премией Лоуренса Оливье» за вклад в британскую культуру.
Билеты на все выступления балета Мариинского театра в Лондоне были раскуплены задолго до начала гастролей. Российским артистам была предоставлена самая престижная сцена в Англии – Королевская опера в «Ковент-Гарден». В Великобритании ценят высочайший уровень русского балета.
Организаторы лондонского сезона Мариинки – Виктор и Лилиан Хоххаузеры – ни на секунду не сомневались в том, что будет успех. А их опыт уникален – больше полувека они работают с российскими артистами.
Во времена СССР у Хоххаузеров фактически была монополия – кроме них из Советской России в Англию звезд никто не привозил. И с теми, чьи имена теперь – уже часть мировой истории, Лилиан и Виктора связывали не просто деловые отношения. Близким другом этой семьи был выдающийся скрипач Давид Ойстрах.
«Это был абсолютно лишенный всего наносного человек. Очень простой. Он был одесситом, из еврейской общины с ее удивительным чувством юмора. С ним было очень легко, также непринужденно, как мы сейчас с вами общаемся. Но стоило ему взять скрипку, узнать его было уже невозможно»,
– рассказал Виктор Хоххаузер.
«Я помню, как его пригласили в качестве почетного гостя в Оксфордский университет. Он, как всегда, взял с собой скрипку, без которой он никуда не выходил. И вдруг вице-канцлер университета Лорд Батлер попросил его: маэстро, а не сыграете нам что-нибудь? В ответ – тишина. Ойстрах “что-нибудь” никогда не играл, он давал только концерты»,
– объяснил Виктор Хоххаузер.
Именно в доме Хоххаузеров Мстислав Ростропович получил уведомление о том, что он лишен советского гражданства. Пострадали и хозяева квартиры, где около года жила семья опального маэстро – им закрыли доступ в СССР.
«Мы стали персоной нон грата. И 12 лет никто советских артистов сюда не привозил»,
– рассказала Лилиан Хоххаузер.
Как ни странно, но побег Рудольфа Нуриева, которого в 1961 году в составе балета тогда еще Кировского театра ждали в Лондоне, никак не сказался на отношениях Хоххаузеров с Москвой. Лилиан вспоминает, что работать с Нуриевым было сложно.
«Он любил обсуждать детали концерта, параллельно упражняясь у палки. Размахивая ногами, подпрыгивая, вращаясь, он говорил на своем довольно забавном английском. И нужно было попытаться его тут же понять, он был очень деловой и возбужденный»,
– поделилась Лилиан Хоххаузер.
Импрессарио не помнят, чтобы Нуриев говорил с ним о политике – его интересовала только сцена. «За все 12 лет нашей совместной работы он не отменил ни одного концерта. Таких артистов я никогда не встречал», – говорит Виктор Хоххаузер.
«Это был человек удивительной силы. Он мог выступать каждый вечер. А некоторые сезоны длились по семь недель. Он хотел танцевать и танцевать»,
– вспоминает Лилиан Хоххазуер.
Возможность работать и дружить с этими выдающимися людьми Виктор и Лилиан считают подарком судьбы.
«Слова “везение” здесь недостаточно. Наверное, мы – счастливчики, мы всех этих людей не просто знали, но и могли представить их британской публике»,
– отметила Лилиан Хоххаузер.
Они и сегодня продолжают открывать Лондону новые имена. Полвека назад были другие, в чем-то более сложные условия, но в основе всегда было искусство и интерес британцев к русской культуре.
Александр Хабаров, Новости культуры