Раритетные костюмы императорских театров. В Краеведческом музее Омска открылась удивительная выставка.
Роль мистического булгаковского персонажа кошка Миранда вполне достойна сыграть. Она уже больше десяти лет помогает хозяину Виталию Дудоладову разгадывать тайны коллекции, обнаруженной в одном из замков Выборга.
«Я наткнулся на несколько ящиков, которые были в очень плачевном состоянии, отсыревшие. Я увидел печати XIX века. И меня это заинтересовало»,
− рассказал Виталий Дудоладов.
На оборотах старинных кафтанов, мундиров и роскошных дамских нарядов стояли печати, и были пришиты бирки с фамилиями. Специалисты из Александринки подтвердили – это театральные костюмы из гардероба императорских театров.
«Эти вещи пережили блокаду Ленинграда, революцию 1905 года. Они не пропали, не сгорели. У них – своя судьба»,
− отметил Виталий Дудоладов.
Находка подвигла Виталия Дудаладова на дальнейшие поиски. На одном из сайтов попалось объявление о продаже мундира. Увидев на фотографии подклада фамилию Сибиряков, не раздумывая, вещь приобрел.
Оказалось, что в этом кафтане известный певец, чьим голосом восхищался молодой Булгаков, с триумфом исполнил партию Собакина в опере «Царская невеста».
А в камзоле, судя по штампу на обороте, выступал артист Осип Прохоров. Он репетировал в «Ревизоре» в присутствии Гоголя и даже стал персонажем театральной байки.
«Во время репетиций постановщик, когда спрашивал: “Где Прохоров?”, ему отвечали: “Прохоров пьян”. И это была правда. В итоге, так этот Прохоров надоел Гоголю, что он внес его в произведение»,
− пояснил Виталий Дудоладов.
Над эскизами выборгской коллекции, судя по архивным документам, работали Серов, Врубель, Бакст. К разработке дизайна тканей привлекали и студентов Строгановского училища. Платье они украсили изображением лир и труб.
На отделку не скупились: многие наряды расшиты золотой и серебряной нитью. Впрочем, иногда благородный блеск удачно имитировали. Как в костюме – кольчуге. В ней на знаменитый бал, устроенный императорской четой в 1903 году, явился барон Феофил Мейендорф в образе воеводы.
«Нити были изготовлены из конопляного волокна, обильно пропитаны маслом и запечены. То есть жесткость и вес приобретены за счет пропитки маслом. А на свежее масло была втерта порошкообразная серебристая краска»,
− объяснила хранитель фонда ИЗО Омского историко-краеведческого музея Елена Леонова.
Коллекционер Виталий Дудоладов уверен, что за печатями императорских театров скрыта еще не одна тайна. Но самая большая его мечта – отреставрировать уникальные костюмы и увидеть их на сцене.
Динара Шамец, Новости культуры