Даже самая серьёзная и сложная музыка в исполнении Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра перестаёт быть музыкой для избранных. Потому что они играют так, словно передают музыку из рук в руки – от композитора к слушателю. Один из их традиционных абонементов так и называется «Музыка для всех». В этом сезоне он представляет «поздние симфонии гениев».
41-я симфония Моцарта и 15-я Шостаковича – последние лишь по хронологии; по содержанию и смыслу – самые значительные. Показать на протяжении нескольких концертов, к чему пришли композиторы в конце жизни – такую цель поставил Владимир Федосеев. Моцарт для маэстро, по его словам, Бог Солнца, покровитель искусств. Его музыка полна красоты и гармонии, а еще – легкости и кокетства.
Смысл музыки другого композитора не так прозрачен. Сам Шостакович – интроверт и редкий философ – не часто появлялся на публике. Его можно было увидеть на премьерах собственной музыки и футбольных матчах. Человек-противоречие: застенчивый и стеснительный – он мало говорил, зато его письма всегда были красноречивы – послания к любимым женщинам проданы на аукционе «Сотбис» за астрономическую сумму.
«Дмитрий Дмитриевич – он такой непростой человек, жил двойной жизнью, принимая все, что вокруг, и не принимая»,
– поясняет худрук и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени Чайковского, народный артист СССР Владимир Федосеев.
О каждой его симфонии говорят как о зашифрованном послании человечеству. Последняя – 15-я –была написана за 4 года до смерти. Символично, что впервые в Москве она прозвучала в исполнении Большого симфонического оркестра. За пультом стоял сын композитора Максим Шостакович. Оркестранты до сих пор помнят об этом событии.
«Я вот подошел, он подписал своей рукой»,
– вспоминает виолончелист Большого симфонического оркестра имени Чайковского Виктор Симон.
Сам композитор назвал 15-ю – кратким конспектом человеческой жизни, прожитой от начала и до конца. Ее исход каждый видит по-своему, для Владимира Федосеева симфония заканчивается надеждой.