Ежегодный Брукнеровский фестиваль, история которого ведется с 1974 года, объединяет в себе синтетические функции: объединение музыки Брукнера и последних открытий в области электронной музыки и новейших технологий.
Брукнерхаус — современное здание в стиле модерн, сооруженное по проекту финского архитектора Хейки Сирена, располагает уникальным концертным залом с прекрасной акустикой. Ежегодно там проходит свыше 200 концертов, которые посещают около 180 000 слушателей со всех уголков земного шара.
Гостями фестиваля 2015 года стали знаменитые оркестры и дирижеры, исполнители из разных стран мира: Венский филармонический оркестр под управлением Семена Бычкова; Катарский филармонический оркестр и маэстро Дмитрий Китаенко; симфонический оркестр республики Корея и многие другие.
Украшением фестивальной программы стали выступления известных российских коллективов: симфонического оркестра Мариинского театра; Объединенного оркестра Приморского театра оперы и балета и оркестра университета им. Брукнера (Линц); оркестра «Русская филармония» (Москва); оперной труппы Камерного музыкального театра им. Бориса Покровского.
Интендант Брукнерхауса и художественный руководитель фестиваля Ханс-Йоахим Фрай убежден в необходимости универсальности программ австрийского форума.
– Господин Фрай, какое значение брукнеровский фестиваль приобретает в контексте музыкальной жизни Австрии?
– Это один из четырех важнейших музыкальных фестивалей страны наряду с музыкальными марафонами в Зальцбурге, Брегенце и Вене. Брукнеровский фестиваль продолжается четыре недели, за это время в Линце проходит примерно 50 концертов, включая оперные и балетные спектакли.
– Базилика Святого Флориана, где покоится прах Антона Брукнера – место священное для музыкантов. Как Вы относитесь к идее проведения там концертов в рамках фестиваля?
– Мы устраиваем концерты в Брукнерхаусе, некоторые вечера с участием знаменитых оркестров и хоровых коллективов, а иногда даже и камерные ансамбли достойны акустики Монастыря Святого Флориана, являющегося концертной базой для хора мальчиков аббатства Святого Флориана (в этом коллективе 150 лет назад пел мальчиком сам Антон Брукнер).
Это очень необычное место для проведения концертов, потому что саркофаг с телом Брукнера расположен под органом. Музыка Брукнера и других композиторов исполняется над его головой, в этом есть какая-то мистическая особенность.
– Каким образом музыка Брукнера влияла на Ваше сознание еще задолго до руководства этим фестивалем?
– Когда совет управления Линца предложил мне возглавить Брукнерхаус, речь шла не столько об Антоне Брукнере. Я уже давно занимался организацией проведения Оперного бала в Дрездене. Эта работа была связана с именем другого композитора Рихарда Вагнера. Тогда я сказал, что в виду этой комбинации я хотел бы больше узнать об Антоне Брукнере. И вот теперь музыка этого композитора играет значительную роль в моей жизни.
– На фестивале уделяется значительная доля внимания русской музыкальной культуре. На берега Дуная съезжаются российские ансамбли и оркестры, часто в афишах концертов мелькают имена русских музыкантов. Не Ваша ли это инициатива? Что Вас так привлекает в музыкальной культуре России?
– Да, это действительно так. Еще в 2013 году я заключил соглашение о сотрудничестве с Россией. В этом году нашим партнером оказался еще и Китай.
В последние годы у меня возникла особая связь с Россией. Признаюсь, эта страна стала частью моей души. Я много сотрудничаю с различными культурными организациями России, с каждым разом крепнет наша дружба с дирижером и композитором Антоном Лубченко. Работа в театре оперы и балета Владивостока стала для меня одной из успешных реализаций перспектив проекта «Мосты русской культуры – Линц – Владивосток».
Пересечение культурных традиций нашло свое воплощение в совместных гастрольных, уже осуществившихся планах. В Приморье выступали с концертами австрийские музыканты, в Австрии вот уже второй раз мы радушно принимаем гостей из театра Владивостока – замечательных музыкантов оркестра Антона Лубченко.
Для меня это очень приятная и личная возможность приглашать сюда в Линц с концертами на постоянной основе знаменитых российских музыкантов: Дмитрия Хворостовского, Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Юрия Темирканова, Юрия Башмета. Я это намерен продолжать и в будущем.
– Весьма почетно для зарубежья, в частности Австрии и приграничных с ней стран то, что на гастролях российские дирижеры охотно включают в программы своих выступлений симфонии Брукнера, что нечасто случается в России.
Музыка этого композитора является определенным вызовом для каждого дирижера, не так ли?
– Брукнер – это вершина творчества, один из величайших симфонистов XIX столетия. Если прийти к пониманию его божественной музыки, то, безусловно, осознаешь тот факт, что он является таким недостижимым идеалом для многих, благодаря своему австро-немецкому происхождению. И хотя, в большинстве случаев в Брукнерхаусе звучит музыка Антона Брукнера, мне бы очень хотелось сказать, чтобы музыканты чувствовали себя здесь как дома и понимали, что в этом Доме присутствует часть русской души.
***
Заметным событием прошедшего фестиваля стал концерт Объединенного симфонического оркестра театра оперы и балета Владивостока и университета им. Брукнера (Линц). За пультом коллектива стоял художественный руководитель и главный дирижер Приморского театра оперы и балета, композитор Антон Лубченко. Он уже не первый раз участвует в программах Брукнеровского фестиваля.
Антон Лубченко:
«Меня и мой коллектив охватывают самые теплые чувства, когда мы каждый раз возвращаемся в эти чудесные места.
Мне выпала честь открывать Брукнеровский фестиваль 2013 года. Тогда я первым из русских дирижеров дирижировал Брукнеровским оркестром Линца. На концерте присутствовал президент Австрии Хайнц Фишер.
Я рад тому, что и на сей раз участвую в одном из полноценных концертов этого фестиваля, тем более что через программы большинства концертов сквозной нитью проходит русская симфоническая музыка.
Я польщен выступлением объединенного состава музыкантов оркестра Приморского театра оперы и балета и оркестра Университета им. Брукнера Линца. Идея создания этого коллектива заключает в себе не столько политические аспекты, сколько образовательные функции.
Ведь молодые музыканты оркестра Университета им. Брукнера – очень талантливые люди. Но пока они не имеют основательного опыта игры в оркестре, поэтому данное выступление, я думаю, послужило хорошим стимулом для каждого из этих молодых артистов.
Музыканты оркестра из Владивостока находились в Линце до концерта почти неделю, и ежедневные встречи с молодыми участниками Брукнеровского оркестра превратились в настоящие мастер-классы, в какой-то степени даже и двусторонние. Наши исполнители делились опытами и навыками игры в оркестре, при этом впитывая европейскую манеру исполнения.
Меня очень удивило высокое качество игры на медных духовых инструментах. Музыканты австрийского оркестра обладают мягким и округлым звучанием. Это то, что они впитали если не с рождения, то с первых дней занятий музыкой. И вот к такой манере, я уверен, музыкантам нашего оркестра было не лишним приобщиться. Такой процесс взаимообмена культурными исполнительскими традициями чрезвычайно важен для обоих коллективов.
Выбор программы концерта оставался за интендантом фестиваля, хотя меня особенно привлекла русская линия – произведения Чайковского, Рахманинова, а также моя музыка. С одной стороны это и реверанс в сторону юбилейного года Петра Ильича Чайковского».
Концерт открыла фантазия для оркестра Петра Ильича Чайковского «Франческа да Римини», вслед за которой на сцене появился один из лауреатов XIII международного конкурса им. Чайковского 2007 года – талантливый российский пианист Мирослав Култышев. Он очень убедительно сыграл Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Игру музыканта отличали естественность, и широта мысли, контакт с оркестром сложился безупречный.
Присутствие в программах музыки современных композиторов – еще одна важная веха брукнеровского фестиваля. Почти в каждом из концертов целое отделение было отведено произведениям крупной формы.
В программе выступления Объединенного оркестра театра оперы и балета Владивостока и Университета им. Брукнера Линца прозвучала Седьмая симфония Антона Лубченко «Русь Православная», фа минор, соч.87.
В 2012 году в рамках форума, посвященного 1150-летию российской государственности, в Смольном соборе Санкт-Петербурга в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии состоялась премьера симфонического эпоса «Русь православная» (Симфония № 7) Антона Лубченко (автор-конструктор Сергей Давитая).
Антон Лубченко:
«Это одно из самых больших и продолжительных моих сочинений. Я сделал 2-ю, сокращенную редакцию. Я вообще не сторонник костной классической формы. Мне как композитору и дирижеру сегодня сложно обрести правильные пути в современной музыке.
Михаил Плетнев когда говорит о том, что вся музыка уже написана, в общем-то, недалек от истины, потому что действительно уже создано такое большое количество гениальной музыки, что порой сложно бывает найти что-то такое новое, трогающее за сердце людей.
И сейчас, с точки зрения драматургии будущее музыки стоит за эклектикой и спонтанностью процесса. Смешение несовместимого и попытка объединить необъединяемое сегодня становится чрезвычайно интересным явлением.
Седьмая симфония имеет скрытую программу – история Российского государства, от языческой Руси и до наших дней. Это эпическое сочинение появилось на свет в 2012 году по случаю 1150-летия празднования Российской государственности.
Мне захотелось создать из чисто программной иллюстративной музыки симфонию и больше сделать акцент на тех темах, которые в процессе разработки получили бы значительное развитие.
В основе цикла очень важен цитатный принцип. Я использую немало материалов, которые являются знаковыми в разные периоды жизни России. Это тропарь «Христос Воскресе», проходящий сквозняком через всю симфонию; обработки петровских кантов; додекафонные темы, написанные в строгой серийной технике; военные патриотические песни.
Кроме того, в финале я использую два мотива на темы песен из репертуара Аллы Пугачёвой, а также назойливый примитивный мотив саундтрека 2010 года «Па-па американо», который настолько проник в бытовую среду, что миновать эту тему, символ вульгарности и обольстительного зла, было просто невозможно.
2-я редакция симфонии больше зависела от логики музыкальной формы. Здесь затруднительно определить количество частей, поскольку есть три главы (kapiteli), делящиеся еще на несколько частей (как в романе). Между ними есть еще так называемые «затемнения» – симфонические интермеццо. Мне хотелось здесь сделать более ясным сопоставление драматургии этой симфонии не только с романом, но и с кино. Так что такой кинематографический принцип здесь очевиден.
В этой симфонии-романе ряд тем имеет четкое взаимодействие друг с другом, все разделы сочинения исполняются без перерыва. Я здесь многое почерпнул и от симфоний Густава Малера. Мне кажется, его музыка сегодня необычайно актуальна и современна, драматургия симфоний Малера является неисчерпаемым потенциалом дальнейших путей развития классической музыки».
Симфония Антона Лубченко поразила своим грандиозным масштабом замысла, оркестровой палитрой, контрастностью тематических идей и, конечно же, оригинальной манерой письма. Музыканты оркестра хорошо почувствовали материал сочинения, следуя волевым движениям харизматичного автора и дирижера в одном лице.
Публика восторженно приняла это сочинение, овации продолжались в зале несколько минут, композитора несколько раз вызывали на сцену.
Виктор Александров, Линц (Австрия), ClassicalMusicNews.Ru