Российская премьера знаменитой оперы Георга Фридриха Генделя “Роделинда” пройдет на Новой сцене Большого театра. Данная опера еще ни разу не шла на подмостках ни одного театра России.
Этот спектакль стал совместной постановкой ГАБТа и Английской национальной оперы (АНО). Премьера совместного спектакля Большого театра и АНО также прошла в британской столице в 2014 году и имела успех. Критики и зрители Лондона по достоинству оценили постановку одного из самых востребованных английских режиссеров Ричарда Джонса. Теперь его работу увидят москвичи.
Полюбить “Роделинду” с первого взгляда
10 декабря, Большой театр организовал бесплатную презентацию российской премьеры “Роделинды”. На встречу с создателями и участниками спектакля вход для зрителей был свободным.
“Для нас такое мероприятие имеет важный смысл – оно помогает привлечь внимание широкой публики к оперному жанру, а в данном случае еще и к творчеству редкого на наших подмостках Генделя (1685-1759)”,
– сказал в интервью генеральный директор ГАБТа Владимир Урин. Он напомнил, что Большой театр за всю свою историю лишь второй раз обращается к творчеству этого композитора эпохи барокко. Впервые это было в 1979 году, когда была поставлена его опера “Юлий Цезарь в Египте”. И вот теперь, спустя 35 лет, – “Роделинда”.
С пожеланием “полюбить “Роделинду” с первого взгляда” обратился к зрителям на презентации оперы в ГАБТе бывший артистический директор Английской национальной оперы Джон Берри, при котором был осуществлен проект совместной постановки “Роделинды” с Большим театром.
“Гендель – автор более 40 опер, многие из которых постоянно исполняются в Европе и на английской сцене, в частности”,
– отметил Джон Берри. При этом одной из лучших постановок за последние 30 лет он назвал “Роделинду”, созданную совместно с Большим театром. Берри выразил благодарность руководству ГАБТа за творческое сотрудничество.
“Интересно и восхитительно наблюдать, как этот проект запускается в Москве, – сказал экс-директор АНО. – Считаю, что великие постановки только улучшаются, когда исполняются в других местах, тем более, если это великая сцена Большого театра. Желаю российским зрителям с первого взгляда полюбить нашу общую “Роделинду”.
Гендель и его “Роделинда”
Общепризнанно, что “Роделинда” – одна из самых красивых опер Генделя. Она написана в период абсолютного расцвета его таланта, в 1720-х годах. Премьера “Роделинды” состоялась на лондонской сцене в феврале 1725 года и произвела фурор.
Сюжет оперы рассказывает о короле лангобардов Бертариде, который был свергнут и бежал из страны, о его жене Роделинде, сыне Флавии и сестре Эдвиге, оставшихся во власти узурпатора Гримоальда. Распустив слухи о своей смерти, Бертарид тайно возвращается на родину, где Гримоальд пытается добиться любви Роделинды, хотя обручен он с Эдвигой.
Новая опера Генделя вызвала интерес прежде всего тем, что ее центральным персонажем композитор сделал женщину. Обычно главные партии доставались героям-любовникам, легендарным полководцам и благородным королям.
После успеха в Лондоне “Роделинда” была поставлена и за пределами Великобритании во многих других странах.
Неслучайно, что и в XX столетии именно с этой оперы началось возвращение Генделя в мировой оперный репертуар. 26 июня 1920 года “Роделинда” была представлена в Геттингене силами энтузиастов из Геттингенского университета. К концу 1920-х годов она прозвучала во многих городах Германии, а в 1939 году впервые вернулась на родину в Великобританию.
“Роделинда” ХХI века
Нынешняя “Роделинда”, ставшая совместной постановкой Большого театра и Английской национальной оперы (АНО), относится уже к ХХI веку. По мнению создателей спектакля, старинная опера до сих пор не утратила актуальности.
Режиссер Ричард Джонс говорит о “Роделинде” так:
“Это судебная экспертиза для семи персонажей, которые оказываются в более чем экстремальных ситуациях, с очень тонким и изобретательным музыкальным языком. Опера о верности и преданности, но этим ее смыслы не ограничиваются – она и об эротической одержимости, и о воле и жажде власти, о садизме и мазохизме”.
Что касается мнения сценографа спектакля Джереми Герберта, то он также считает, что сложные перипетии средневековой истории оказываются актуальными и в ХХI веке прежде всего потому, что “привлекают эмоциями, заложенными в сюжете”. При этом, художник отметил, что сама постановка приближена к современности, действие перенесено в 40-е годы прошлого столетия, а в оформлении использованы такие новшества, как видеоинсталляция, декорация-трансформер, работа с камерой в режиме онлайн.
“А главное, у всех героев есть татуировки – это практически наши дни. Когда ты в кого-то влюблен, тебе непременно надо выгравировать любимое имя на теле, которое невозможно стереть”,
– с улыбкой пояснил художник.
Дирижером-постановщиком в Большом стал маэстро Кристофер Мулдс, известный своими интерпретациями опер Генделя, Монтеверди и Моцарта (прежде в Большом театре он дирижировал операми “Волшебная флейта” и “Дон Жуан”). И на сей раз маэстро очень доволен сотрудничеством с оркестром ГАБТа.
“Оркестр, который почти никогда не играл Генделя, сопровождает трехактную оперу “Роделинда” так, как будто делает это всю жизнь”,
– отозвался о российских музыкантах Кристофер Мулдс. Он рассказал, что оркестр практически находится в зале – во времена Генделя между певцами и музыкантами контакт был плотный. Естественно, что в оркестре используются старинные инструменты – блок-флейты, теорбы, английский клавесин.
“Роделинда” собрала блестящий исполнительский состав. Заглавную партию исполнит российско-американская певица Дина Кузнецова, с успехом выступающая на ведущих мировых сценах. В партии Бертарида – звезда мировой оперы контратенор Дэвид Дэниэлс. В образе злодея Гримоальда предстанет один из самых известных британских теноров Пол Найлон.
В роли Эдвиги выступит румынская певица Руксандра Донозе, частая гостья в таких театрах, как Королевская опера Ковент Гарден, Метрополитен-опера, Парижская национальная опера, Венская государственная опера. Партию Гарибальда, как и на премьере в АНО, исполнит баритон Ричард Буркхард (отмеченный английской критикой как за актерское мастерство, так и за вокал).
Молодой контратенор Уильям Тауэрс занят в партии Унульфа. “Немую” роль сына Роделинды Флавия сыграет молодой британский актер Мэтт Кейси (он же исполнял эту роль на премьере в Английской национальной опере).
Открывающаяся премьерная серия представлений пройдет на Новой сцене Большого театра также 15, 17 и 19 декабря. Как сообщается на сайте ГАБТа, билеты на все премьерные представления полностью раскуплены. В общей сложности “Роделинда” будет показана в Москве 16 раз (блоками по 4 представления), а потом, согласно контракту, вернется на лондонскую сцену. Об этом на презентации совместного российско-британского оперного проекта сообщила пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова.
Ольга Свистунова, ТАСС