Первый Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition прошёл в начале мая в Москве. Его инициатором и художественным руководителем стал пианист Денис Мацуев, а учредителями – Минкультуры и Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского.
Идея Международного конкурса Grand Piano Competition находится в русле современной мировой тенденции – включения молодёжи в общий культурный контекст.
В России уже есть яркие примеры этого – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов “Щелкунчик” или проект Юрия Башмета “Всероссийский юношеский оркестр”. Причём их участников было бы уместнее называть не молодёжь, а дети.
Вот и в новом конкурсе, задуманном и реализованном Денисом Мацуевым, младшей участнице, Ольге Иваненко, всего 11 лет. Возраст совершенно не помешал ей блистательно и с совершенно детским удовольствием исполнить первую часть моцартовского Концерта №20 ре минор во втором туре.
Таким же радостным и солнечным исполнением II и III частей Концерта №21 Моцарта порадовала двенадцатилетняя Варвара Кутузова, ставшая одной из семи победителей этого конкурса.
Надо отметить, что, несмотря на присуждение и вручение премий, формат мероприятия скорее не конкурсный, а фестивальный. Денис Мацуев учёл то, что участники состязания – дети, и все пятнадцать финалистов достойны самого доброжелательного отношения, а значит и премий достойны все.
В итоге, по результатам конкурса было присуждено не пять, как планировалось ранее, а семь премий для участников, получивших звание Лауреата конкурса. Кроме того, юные пианисты, игравшие на Grand Piano Competition, будут удостоены ещё тридцати двух дополнительных премий, специальных и поощрительных призов.
По регламенту конкурс проходил в два тура, на которые, после просмотра видеоматериала претендентов, было отобрано пятнадцать юных пианистов. Второй тур состоялся в Большом зале консерватории. Выступающие должны были уложиться в двадцать минут, а значит исполнить либо первую, либо вторую и третью части фортепианного концерта.
На этом этапе им аккомпанировал Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова, а за дирижёрским пультом находился Народный артист России Александр Сладковский. Всё это не только придавало статус мероприятию, но и задавало высокую планку каждому солисту.
Можно отметить и уровень жюри – в Москве собрались музыканты и педагоги мирового уровня. Среди них, в частности, профессор Королевского колледжа музыки в Лондоне Ванесса Латарш, профессор Ганноверской высшей школы музыки и Академии музыки в Тель-Авивском университете Арье Варди, профессора Московской консерватории Валерий Пясецкий и Сергей Доренский, известный пианист и педагог Хёнджун Чан (Республика Корея), Мартин Энгстрём – импресарио, специализирующийся на поиске и продвижении молодых талантов, что в данном случае более чем актуально.
Атмосфера в Большом зале консерватории была предельно благожелательной. Публика тепло встречала каждого юного пианиста, особенно полюбившуюся всем Окуи Шио из Японии, и мне кажется, что именно она получит приз зрительских симпатий.
Запомнилось яркое исполнение Сонаты ре минор Д. Скарлатти в первом туре тринадцатилетним Ильёй Ломтатидзе из Грузии. Представительница этой же страны Барбара Татарадзе эмоционально очень точно исполнила первую часть Концерта №2 Шопена во втором туре – в её игре присутствовала та самая элегантная шопеновская свобода, которой, как мне показалось, не хватило представителю Китая Ляо Тинхуну.
После исполнения II и III частей Третьего концерта С. Прокофьева четырнадцатилетним россиянином Александром Малофеевым зал просто взорвался аплодисментами, это была реакция изумления – глядя на маленького мальчика совершенно невозможно было ожидать той прокофьевской пианистической мощи, обрушенной им на зал.
И вот второй тур закончен, и Денис Мацуев объявил результаты. Лауреатами конкурса стали Иван Бессонов (Россия), Варвара Кутузова (Россия), Ляо Тинхун (Китай), Александр Малофеев (Россия), Сандро Небиеридзе (Грузия), Окуи Шио (Япония) и Джордж Харлионо (Великобритания). Гран-при получили Александр Малофеев и Сандро Небиеридзе.
Размышляя об итогах конкурса и продемонстрированном здесь детском пианизме, первое, что хочется отметить – для этих ребят не существует технических проблем. Они одинаково профессионально исполняют и Шопена, и Рахманинова, и Листа, и Скарлатти, и Лигети.
Во-вторых, и это самое существенное, они это делают также и стилистически точно. Ведь каждый музыкант находится в том узком коридоре возможностей, которые заданы автором. Проявление же исполнительской индивидуальности зависит от практически неуловимых деталей и нюансов, которые определяются личным пониманием музыки.
Именно это и было здесь самым поразительным – юные пианисты поняли, смогли переосмыслить и передать тот смысл произведений, который, как мы, взрослые, обычно считаем, постигается лишь с возрастом и жизненным опытом. Слушая их, ловишь себя на том, что отсутствует не только чувство, что перед тобой играет ребёнок, но и потребность в какой бы то ни было снисходительности к возрасту исполнителя.
Очень хочется надеяться, что традиция этого конкурса будет продолжена. По крайней мере, старт был очень мощным.