Театрам оперы и балета нужны достойные площадки и помощь местных властей.
Летом 2015 года обязательными участниками проекта Министерства культуры РФ и учрежденного ведомством Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли» должны стать музыкальные театры. Об этом объявил министр культуры РФ Владимир Мединский. Встреча руководителей театров с гендиректором Федерального центра Евгенией Шерменевой уже состоялась.
“Мы договорились, что до 20 октября музыкальные театры оформят свои представления о том, куда бы они хотели поехать в следующем году, какие у них есть предварительные наработки”,
— пояснила гендиректор.
По ее словам, трудность с гастролями музыкальных театров заключается прежде всего в техническом обеспечении принимающих площадок: в отличие от драматических спектаклей для оперы акустика играет решающую роль. Кроме того, вывозимые коллективы будут многочисленными: помимо артистов и технического персонала гастролировать придется и оркестру.
Остро стоит и вопрос финансов. Министерство культуры выделило на все гастроли (не только в рамках программы) около 240 млн рублей, что превышает аналогичную сумму 2013 года в 8–9 раз. Однако председатель Союза театральных деятелей, директор театра Et Cetera Александр Калягин прямо заявил:
«Раз уже начали, выделяйте больше денег».
Поддержал коллегу и худрук-директор Александринки Валерий Фокин:
«Денег мало. Ситуация трудная».
Ведомство тем не менее намерено экономить. Как отметил министр Мединский,
«Куда уже больше? Итак выделена беспрецедентная сумма».
По мнению министра, регионы должны активнее подключиться к софинансированию: по результатам первых «Больших гастролей» они остались в плюсе.
Ждет своего решения и проблема площадок. Для показа современных спектаклей оперы и балета требуется высокотехнологичное оборудование, которым в России располагают немногие сцены — театры Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Самары, Астрахани, Красноярска, Хабаровска и Владивостока. Большинству из них уже приходилось принимать крупные московские и петербургские театры — как правило, в рамках фестивалей.
В Новосибирском театре оперы и балета заверили в готовности принять именитые коллективы, одновременно посетовав на то, что соседям это вряд ли удастся.
“После реконструкции наш театр оснащен по мировым стандартам. А вот в Омске, к сожалению, нет достаточно большой сцены. Хотя город рядом, даже мы не можем вывозить туда спектакли — приходится ограничиваться концертными программами”,
— сказала пресс-секретарь Елена Медведская.
Директор Омского музыкального театра Борис Ротберг с такой оценкой не согласен.
“У нас всё нормально, театр работает. И Большой, и другие театры гастролировали у нас в рамках «Панорамы музыкальных театров России» в 2006, 2009 и 2012 годах. Я готов принять гастролеров; август, например, у нас свободен, но нужно, чтобы их кто-то привез, ими занимался, продавал билеты, платил аренду. Мы это делать не готовы”,
— признался директор.
Заместитель генерального директора Ростовского государственного музыкального театра Ирина Григорьева заверила, что с технической точки зрения театр в полном порядке. Ранее ростовчане «комплексовали» по поводу больших балетов, однако в прошлом году был полностью заменен планшет сцены.
“Теперь у нас есть и круг, и кольцо. Сезон мы заканчиваем в первое воскресенье июля, после чего театр месяц готовится к следующему сезону. 5–6-дневные гастроли могли бы быть очень уместны как продолжение нашего сезона”,
— отметила замдиректора.
В отличие от коллеги из Омска Ирина Борисовна подтвердила, что театр готов заниматься гастролерами:
«Мы умеем всё, в том числе хорошо продавать».
Еще одна проблема площадок в регионах — долгострой. Самый крупный театр Удмуртской Республики — Театр оперы и балета в Ижевске — уже давно закрыт на реконструкцию.
“По плану мы должны открыться в декабре, но в данный момент стройка в самом разгаре. Если мы успеем завершить ее к «Большим гастролям», с удовольствием примем большие столичные театры”,
— сказала директор Инна Галушко.
Помощник художественного руководителя Калининградского областного музыкального театра Евгения Чугреева считает, что техническое оснащение театра на современном уровне, но
«сцена, естественно, не Мариинского размера, поэтому нужно решать по делу. Возможно, у гостей есть спектакли, способные встать на маленькую сцену».
По ее словам, с финансированием гастролей проблем не будет.
“Региональные власти у нас очень отзывчивы, на музыкальные постановки даже больше, чем на драматические. И публика особенно любит именно музыкальный театр”,
— порадовалась Евгения Чугреева.
Как показывает статистика, крупные музыкальные театры отвыкли гастролировать по родной стране. Например, среди объявленных планов Большого театра — сплошь заграничные гастроли: Япония, Монте-Карло, Норвегия, Гонконг, Бразилия.
Гендиректор ГАБТа Владимир Урин отметил, что по России продолжительных гастролей пока не предвидится.
“У нас есть обязательства перед зарубежными партнерами, на каждый сезон запланировано по две-три длительные поездки. Мы договорились с Евгенией Борисовной, что если в 2015 году будет Самара, то дальше станем обсуждать уже 2016-й, потом — 2017-й: в год — одни гастроли по России”,
— пояснил гендиректор.
У не столь масштабных коллективов, как ГАБТ, больше возможностей показать свое искусство в регионах. Директор московской «Новой Оперы» Дмитрий Сибирцев готов учитывать региональные особенности и корректировать афишу.
“У нас есть разные спектакли. Некоторые можно адаптировать под конкретную сцену, некоторые — нет. Например, в Омске мы посмотрели площадку и поняли, что будем давать «Севильского цирюльника» и «Золушку» в полуконцертном исполнении. То же — в Калининграде”,
— заметил директор.
В проекте «Большие гастроли. Театральное лето России-2014» 21 драматический театр Москвы и Санкт-Петербурга посетил 30 регионов России, их спектакли увидели около 80 тыс. зрителей. Среди театров-гастролеров — МХТ имени Чехова, Московский театр Et Cetera, Малый театр, Александринский театр, Театр имени Маяковского и другие.