Новая-старая сказка. В Москве – в разгаре Dance Inversion – Международный фестиваль современного танца.
Свою версию сказки Перро “Спящая красавица” на сцене Большого театра представляет Жан-Кристоф Майо и Балет Монте-Карло.
За почти двадцатилетнюю историю у Dance Inversion впервые есть посвящение. Фестиваль этого года задуман как пролог к 200-летнему юбилею Мариуса Петипа.
В центре внимания его классическое наследие. И сакральные для балетного мира постановки – “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”. В афише фестиваля – их современные интерпретации.
“Lа Belle” – “Красавицу” – худрук балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо впервые поставил 15 лет назад. Приглашение на фестиваль вдохнуло в спектакль новую жизнь.
“Крупное возобновление состоялось в декабре прошлого года – он ввел новых танцовщиков, в том числе, артистов Большого театра. Мне нравится, что в этом виде обновленном “La Belle” приехала в Москву на фестиваль. Это совсем другая история. История о девушке, которая рождается, взрослеет и борется – что нам трудно представить по “Спящей красавице”,
– отметила художественный руководитель фестиваля Dance Inversion Ирина Черномурова.
“Спектакль на музыку Чайковского” – так значится в афише. Но в своей версии Майо использовал еще и симфоническое сочинение Петра Ильича – увертюру “Ромео и Джульетта”.
“Музыка Чайковского, безусловно, говорит с каждым артистом и с каждый человеком – у каждого возникают свои отношения с ней. И мне не хотелось использовать ровно тот же музыкальный материал, что и у Мариуса Петипа.
А еще, мне кажется, у всех великих авторов весь комплекс произведений составляет единое целое. И постичь настоящую глубину возможно, только исследуя разные сочинения. Когда я включил в новую партитуру “Ромео и Джульетту” – получилось абсолютно естественно”,
– объяснил художественный руководитель балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.
Эротично и иронично – так сам Майо определяет свой пластический язык. Без телесности и чувственности танца просто не существует – говорит хореограф. Но все без надрыва. Сказочный сюжет – возможность посмотреть на экзистенциальные проблемы – легко.
В сказке XXI века мораль, конечно, в духе времени. Худрук балета Монте-Карло переосмысливает сюжет Шарля Перро.
Кто сказал, что это принц своим поцелуем пробуждает спящую красавицу? Все совсем не так. Да, она в своё время пережила душевную травму, ей явно причинили боль – и красавица решает уснуть лет на сто, чтобы потом проснуться обновленной и поцеловать того мужчину, которого захочет.