Концерт-приношение Мариинского театра Майе Плисецкой состоялся 18 ноября в Москве на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского.
Дневное выступление оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева проходило при переполненном зале.
Майя Плисецкая была другом Валерия Гергиева и Мариинского театра. Вместе с супругом Родионом Щедриным она часто приезжала на спектакли и фестивали Мариинки не только в Санкт-Петербург и Москву, но и на музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» в Самару, в регионы по маршруту Московского Пасхального фестиваля, на зарубежные выступления оркестра Мариинского театра.
Обращаясь к постановке балетных партитур Родиона Щедрина, созданных для Плисецкой или посвященных ей, театр неизменно находил в лице Майи Михайловны мудрого советчика и помощника.
Валерий Гергиев:
«О ней невозможно говорить, как о человеке, который ушел навсегда. Нет сил говорить о ней отстраненно, дистанцированно – как просто о великой балерине. Мы очень близко дружили, общались десятки раз в год.
Я согласился возглавить Мюнхенский оркестр, наверное, потому, что именно в этом городе живут Майя Михайловна и Родион Константинович, их семейный союз заключен на небесах, я знал, что могу в любой момент пообщаться с ближайшими друзьями…»
«Adagietto» из Пятой симфонии Густава Малера, открывшее программу, было полно безмятежной лирики и умиротворения. В 1973 году эта музыка стала основой балета Ролана Пети «Гибель розы». Данная постановка специально была создана для Майи Плисецкой. Хореография Пети оказалась сродни мелодическому рисунку Малера – экстаз любви здесь граничит с мрачной меланхолией, грезы о счастье со светлой печалью.
Вслед за музыкой Густава Малера следовала «Кармен-сюита» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина. Постановка балета была задумана и впоследствии осуществлена кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой, которая блистательно исполнила главную роль на премьере весной 1967 года в Большом театре.
Искусная оркестровка, сочетающая в себе принципы симфонического мышления, изобилует декоративными струнными и тембральной группой ударных инструментов. «Кармен-сюита» давно уже любима публикой, благодаря искусству танца Майи Плисецкой. И даже слушая это сочинение в концертной версии, в сознании незримо возникает образ великой балерины.
Интерпретация «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром оставила яркие неизгладимые впечатления. Звучание петербургского коллектива было строгим и аскетичным, благодаря волевой экспрессии маэстро Гергиева.
Венчало программу оркестра Мариинского театра знаменитое Болеро Мориса Равеля, которое сопровождалось легендарной видеозаписью выступления Майи Плисецкой в постановке Мориса Бежара в 1975 году. Подобное исполнение Валерий Гергиев провел минувшим летом на швейцарском фестивале в Вербье, а в начале осени акция памяти Плисецкой с участием маэстро состоялась на сцене Приморского театра оперы и балета во Владивостоке.
Гостями мемориального концерта в Москве стали композитор Родион Щедрин; директор Московской филармонии Алексей Шалашов; директор Большого театра России Владимир Урин; прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва.
Добавлю, что в Петербурге концерт памяти Майи Михайловны Плисецкой состоится 27 декабря на новой сцене Мариинского театра при участии симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и прима-балерины Дианы Вишневой. В тот же день в зале Щедрина Мариинского-2 стартует серия кинопоказов, фильмов-балетов, телевизионных передач, художественных и документальных лент с участием Майи Плисецкой.
К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой на сайте Мариинского театра развернута выставка фотографий, запечатлевших балерину на сцене и в залах Мариинского театра.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru