29 декабря 2017 года в Концертом зале им. П. И.Чайковского состоялось закрытие IV музыкального фестиваля Василия Ладюка “Opera Live”. Выбор «прощального» произведения оказался очень оригинальным: в тот вечер зрители услышали не всем знакомые мелодии «хрестоматийных» «Травиаты» или «Трубадура», а настоящий оперный «антиквариат» – «Аттилу» Джузеппе Верди.
Главными солистами, представившими оперу в концертном исполнении, стали Дмитрий Ульянов (Аттила), Василий Ладюк (Эцио), Светлана Касьян (Одабелла) и Сергей Скороходов (Ульдино).
Перед исполнителями, взявшимися за подобный раритет, стояла очень сложная задача. Как известно, ранние работы итальянского гения, которым по сравнению с его поздними шедеврами уделяется очень мало внимания, представляют немало трудностей в исполнительском плане, в первую очередь технически. И если в более поздних произведениях Верди очень многое можно компенсировать темперамент певца и красота его голоса, то ранние требуют в первую очередь очень развитой школы бельканто.
В тот вечер, при отсутствии у солистов должной подготовки, их не «спасло» бы ничего: опера была исполнена без декораций и даже без использования актерских «эффектов», что довольно часто встречается в концертных исполнениях. Можно сказать, что исполнители со своей задачей справились.
Пожалуй, наиболее яркое впечатление в тот вечер произвел бас Дмитрий Ульянов в партии Аттилы: с первых же строк Пролога слушателей поразил его звучный, мягкий, выразительный голос, звучавший ровно на протяжении всего диапазона и прекрасно «летящий» в зал. Особенно удачным оказались исполнение арии «Mentre gonfiarsi l’anima” с кабалеттой, показавшими чистоту вердиевского стиля и осмысленность фразировки.
Василий Ладюк, исполнивший партию Эцио, показал себя крепким профессионалом: певец обладает хорошо поставленным, тембрально окрашенным голосом, идеально подходящим для партий «благородного» белькантово-романтического баритона. Дуэт с Атиллой во втором действии «Tardo per gli anni, e tremulo” стал одним из лучших моментов вечера: голоса двух певцов органично «сливались» воедино, создавая настоящий вердиевский ансамбль.
В сравнении с Ульяновым и Ладюком разочарованием вечера стала Светлана Касьян в партии Одабеллы. Голос певицы, от природы наделенный красивым, мягко-бархатным тембром и большим объемом, к сожалению, оказался технически не полностью подготовленным к исполнению такого трудного репертуара: виртуозные пассажи и каденции часто были смазанными и неровными, а крайние верха и «скачки» иногда звучали интонационно низко. Тем не менее, некоторые моменты, не требующие ювелирной техники, были наполнены большим драматизмом и огненным темпераментом, что частично «сгладило» негативное впечатление.
То же самое, что и о Светлане Касьян, можно сказать о Сергее Скороходове в роли Ульдино: певец обладает красивым, «светлым» тембром голоса и ярким темпераментом, но натужное звучание верхних нот и периодические «провалы» в вокальной позиции порой резали ухо.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Павла Смелкова представил стилистически точное, при этом яркое, полное оттенков и нюансов прочтение вердиевской партитуры, не требующей, однако, страсти и громогласности последующих опер гениального итальянца.
Хоровые сцены, исполненные Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, невзирая на периодические интонационные провалы, прозвучали слаженно и выразительно.
В целом, несмотря на недостатки, певцам, оркестру и хору удалось исполнить «незапетую», но такую сложную оперу Верди на должном уровне, что сделало «Аттилу» в Концертом зале им. П. И. Чайковского очень достойным завершением известного оперного фестиваля.
Северьян Цагарейшвили