В отреставрированном историческом здании “Геликон-оперы” на Большой Никитской появились атриум имени Шаляпина, фойе Модеста Чайковского, зал имени Покровского и музей оперы.
Об этом в среду на экскурсии по театру журналистам рассказал худрук “Геликона” Дмитрий Бертман.
Полностью реставрация старинного особняка Шаховских-Глебовых-Стрешневых заняла 8 лет. Теперь в распоряжении театра – 3 концертных зала, именные залы Елены Образцовой, Федора Шаляпина, Модеста Чайковского и другие.
Глава столичного Департамента культуры Александр Кибовский отметил, что реставрация исторической сцены “Геликона” была для него делом чести.
“В какой-то момент мы поняли, что либо мы все доделаем, либо все рухнет. Так что мы приняли решение, что если уж делать театр на бюджетные деньги, то делать высочайшего качества. Музыкальный театр – вещь штучная. Это не типовой проект.
Для меня “Геликон” стал таким третьим проектом после Большого театра и Московской консерватории. Так что я с нетерпением жду концерта открытия, когда нашу работу смогут оценить главные судьи – зрители”,
– заявил Кибовский.
Именные кабинеты
Большой зал, расположившийся на территории бывшего двора усадьбы, назван в честь Игоря Стравинского, он вмещает 500 зрителей. Полностью восстановлен Белоколонный зал, где когда-то шли спектакли “Геликона”. Камерный зал – единственный, где сохранились реальные интерьеры XIX века, – переименовали в Покровский как дань памяти великому оперному режиссеру Борису Покровскому.
Фойе на первом этаже получило имя Модеста Чайковского – так руководство театра решило увековечить имя брата композитора. Там же в скором времени должен появиться оперный музей.
Именным стал и небольшой кабинет, где теперь стоит рояль оперной дивы Елены Образцовой: инструмент преподнесла в дар театру дочь певицы. Там же расположился диван и стул из московской квартиры примадонны. В скором времени в кабинете будут проходить мастер-классы.
Вместо дворика с парковкой теперь гостей встречает атриум Шаляпина: скоро здесь появится портрет великого певца.
Камни-энергетики
Однако, по словам Бертмана, самое интересное в атриуме скрыто под ногами, за стеклянным полом.
“Здесь мы разместили артефакты – некоторые энергетические вещи для театра. Например, подкову и молот, которые нашли на раскопках во время стройки. Большой камень нам подарил Музей Чайковского в Клину. Маленький черный камень привезли из театра Вагнера в Байройте. Другой – с горы Олимп в Греции. Несколько мелких камушков приехали от стены Плача в Иерусалиме. А камень в форме сердца – из Зальцбурга”,
– рассказал Дмитрий Бертман.
Также за стеклом расположились обломки лепнины – новодел, во время реставрации отмеченный как брак.
По новейшим правилам
“Вся реставрация выполнялась в строгом соответствии с новейшими правилами по пожарной безопасности. Поэтому лифт расположился в специальном тамбуре – там мы думаем создать нотную библиотеку, так что скучно не будет. Все двери в здании – противопожарные, на высочайшем современном уровне оснащены вентиляционные системы”,
– поделился Бертман.
Появились в театре и мультимедийные системы: зал Стравинского, равно как и шаляпинский атриум, оборудованы медиа-окнами, за рамами которых расположены мультимедийные экраны.
Первые пробы – концерт для строителей и реставраторов, на новой сцене уже прошел и увенчался успехом. По словам Бертмана, обновленную акустику уже успели проверить в том числе Дмитрий Хворостовский и Хосе Кура. Для зрителей же театр распахнет двери 2 ноября.
Дома
В сентябре 2015 года Московский музыкальный театр “Геликон-опера” официально оставил временную сцену на Новом Арбате, где 8 лет ожидал окончания реконструкции исторической сцены, и возвратился в свой родной дом на Большую Никитскую. Здесь в октябре начнутся репетиции гала-концерта “Открытие исторической сцены” и оперы “Садко” Н. А.Римского-Корсакова.
Театр с колоколами
В среду же на отреставрированной исторической сцене прошла торжественная церемония освящения колокольной звонницы в новом зале, названном в честь композитора Игоря Стравинского. Церемонию приурочили к собранию труппы театра. Освящение провел игумен Петр Еремеев, наместник Высоко-Петровского монастыря.
“Шесть колоколов, вес самого большого из которых – 260 кг, были специально отлиты для нашего театра в Воронеже”,
– сказал худрук театра Дмитрий Бертман.
Также в зале присутствует еще одна святыня – над входными вратами в зал расположена уже освященная икона Георгия Победоносца.
“Так что мы будем петь и смотреть на икону”,
– заключил Бертман.