Накануне на исторической сцене Большого театра начались гастроли Королевского балета «Ковент-Гарден». Это ответный визит англичан на прошлогодние гастроли труппы Большого в Лондоне и одно из главных событий перекрёстного года культуры Великобритании-России. В программе выступлений четыре спектакля.
Английский королевский – четвертый раз в Москве. Гастроли начинаются с вечера одноактных балетов. Музыкальная подборка – неожиданная: Рахманинов, Бах, любимчик Гринуэя – Найман. Строгая классика – с одной стороны, ироничный модерн – с другой.
После одиннадцатилетнего перерыва они вернулись в новый, незнакомый для них Большой. За это время труппа помолодела, многие – впервые здесь.
В гастрольной афише ни одного чужака: отец-основатель Аштон с «Рапсодией», Макгрегор и Уилдон, определяющие сегодняшнее лицо Королевского балета, в котором, несмотря на модные тенденции и приверженность к абстракции, приоритетны балеты с историей.
«Для нас важна классика ХХ века. Аштон, например, любил сюжетные балеты. Макмиллан, пришедший вслед за ним, привнес драматизм, то, чем отличается, Английский Королевский балет и то, что присуще Большому. Драйв, страсть… Не случайно – постановки всех этих трех хореографов шли и на сцене Большого»,
– поясняет директор Королевского балета Кевин О’Хейр.
«Рапсодии» Аштона – тридцать пять. Балет, поставивший точку в бессюжетной серии. Сделанный на Михаила Барышникова – мужской танец здесь, кажется, впервые заиграл такими разными гранями – где уживаются стремительность, легкость и сила.
Тема Паганини, приоритетная в Рапсодии, вдохновила в свое время на создание балетов Фокина и Лавровского – Аштон, не делает еще одну версию его жизни, лишь намекает на гениального скрипача, отдавая приоритеты виртуозному танцу.
«В каждом из трех балетов – музыка ведет. Она страстная, и великая сама по себе. Мы пытались достичь единения музыки и пластики, чистоты и сложности, неважно Рахманинов это в “Рапсодии” или “Тетрактис” Баха»,
– говорит дирижер Тим Мюррей.
В Большом театре Аштона знают по комическому балету «Тщетная предосторожность». Макгрерог и Уилдон тоже работали с труппой. Теперь интересно сравнить, как танцуют английскую хореографию на ее родине.
Кстати, Английский Королевский немало взял от русского классического балета – «Тщетную предосторожность» в Лондоне Аштону помогала ставить великая Тамара Карсавина.
«Английский и русский балет связаны исторически. Многие артисты русского балета после революции, участвующие в Русских сезонах – жили и творили в Лондоне»,
– отмечает народный артист СССР, руководитель художественного совет балетной труппы Большого театра Борис Акимов.
В 2016 году труппа Большого снова отправится на гастроли в Лондон. а пока все ждут с нетерпением экс-солистку Большого Наталью Осипову. Она танцует Манон с Карлосом Акостой – легендарным Спартаком, который уходит из Большого балета.