Ансамбль «Intrada» – коллектив молодой. Он создан выпускницей Московской консерватории и Кельнской Высшей школы музыки Екатериной Антоненко в 2006 году.
Ансамбль состоит из преподавателей и выпускников дирижёрско-хоровых и историко-теоретических факультетов Московской консерватории и других лучших музыкальных вузов столицы. Их объединяет интерес с одной стороны к музыке Ренессанса и барокко, а с другой – к современной музыке.
Каждый участник ансамбля не просто хорист, а дирижёр-хоровик или музыковед. Всё, что они делают, – они делают осознанно, не только потому что так требует дирижёр.
«Intrada» именно не хор, а ансамбль солистов, к тому же единомышленников. Своей культурой пения коллектив напоминает очень известный во второй половине ХХ века Хор Роберта Шоу, который представлял собой ансамбль солистов, но стоявших не общим строем, а каждый на своём подиуме примерно в метре друг от друга. Это создало совершенно особое объёмное и красивое звучание.
Такая диспозиция хористов требует высокого профессионализма и особо точного интонирования, затрудненного тем, что каждый хорист поет как бы сольную партию, не опираясь на соседей, как в любом традиционном хоре. «Intrada» как раз и располагает хористами такого уровня, что может себе позволить такую диспозицию хотя бы в качестве эксперимента.
Главное, что характеризует ансамбль «Intrada» – это ровность и красота звуковедения, точное осознание стиля и безупречный вкус. А «Вкус, батюшка, отменная манера» писал ещё Александр Грибоедов в гениальном «Горе от ума».
За время своего существования ансамбль «Intrada» выступил с концертами в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга — Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном зале им. П. И. Чайковского (КЗЧ) и Камерном зале Московской филармонии, Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Светлановском и Камерном залах Московского международного Дома музыки.
Ансамбль «Intrada» приглашают принять участие в осуществлении изысканных, редко исполняемых ренессансных и барочных программ. Так, уже спустя год после создания, «Intrada» исполнил в Культурном центре «Покровские ворота» «Страсти по Матфею» А. Лонгеваля (ок. 1500 г.) – первый известный образец «Страстей», написанный для хора (так называемые мотетные «Страсти») В репертуар «Intrada» входят сочинения Орландо Лассо, Леонарда Лехнера, Якоба Обрехта, Генриха Шютца, Генри Перселла, Иоганна Себастьяна Баха.
Дебют ансамбля «Intrada»в Московской филармонии состоялся в сезон 2010/2011 гг., когда ансамбль совместно с Московским камерным оркестром «Musica Viva» под руководством Александра Рудина исполнили ораторию «Stabat mater» Йозефа Гайдна на сцене КЗЧ, что стало началом плодотворного сотрудничества коллективов.
В следующем сезоне ансамбль «Intrada» принял участие в исполнение оратории «Торжествующая Юдифь» А. Вивальди. В сезон 2012/2013 с участием ансамбля прозвучали «Dixit Dominus» Г. Ф. Генделя в Концертном зале РАМ им. Гнесиных, оратория С. Дегтярёва «Минин и Пожарский» в Светлановском зале ММДМ, опера Г. Ф. Генделя «Геркулес» (дирижёр — Кристофер Мулдс, Великобритания), концертное исполнение оперы Г. Ф. Генделя «Ацис и Галатея» совместно с оркестром «Pratum integrum» в Светлановском зале ММДМ (дирижёр — Петер Нойман, Германия).
По инициативе коллектива в Московскую консерваторию из Британии ежегодно приезжает руководитель прославленного ансамбля «The Tallis Scholars» Питер Филипс. Его визит традиционно состоит из лекции, серии мастер-классов и концерта с ансамблем «Intrada». Так, в апреле 2013 г. в Большом зале консерватории состоялся концерт коллектива под управлением Питера Филипса в рамках международного фестиваля «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка».
В 2011 году состоялся дебют ансамбля «Intrada» на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» – с оркестром «Pratum integrum» были исполнены три хора Т. Линли к трагедии У. Шекспира «The Tempest» («Буря»), а также хор Й. Гайдна «The Storm» («Буря»). На фестивале «Декабрьские вечера–2012» ансамбль исполнил программу из произведений Дж. Палестрины, С. Ланди, Г. Аллегри, М. Кастельнуово-Тедеско и О. Респиги.
«Intrada» также осуществил российские премьеры сочинений современных композиторов – «So You Want to Write a Fuge» Глена Гульда на фестивале «Возвращение» (2010), «Four2» Дж. Кейджа на открытии международного фестиваля «Musicircus Джона Кейджа» (2012), а также московскую премьеру сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками» на фестивале «Код эпохи» (2013).
В конце прошлогоднего филармонического сезона «Intrada» принял участие в концертной серии Московской филармонии «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает», где вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Светланова исполнил фрагменты из оперы «Королева фей» Генри Перселла, а также его музыку к драме Шекспира «Сон в летнюю ночь». С Госоркестром «Intrada» исполнением малоизвестного Прокофьева открывали сезон 2013/2014 гг. На фестивале «Декабрьские вечера – 2013» 7 декабря ансамбль представил программу современной музыки: К. Дебюсси, М. Равель, О. Мессиан, С. Барбер, Ф. Мартен.
Программа концерта 28 октября была составлена из контрастирующих сочинений. И. С. Бах и Г. Ф. Гендель прозвучали в исполнении органа, тенора Тиграна Матиняна и сопрано Татьяны Барсуковой. Матинян показал себя как великолепный барочный вокалист, обладающий красивым голосом, хорошей вокальной школой и прекрасным вкусом.
Ансамбль «Intrada» исполнил сочинения композиторов ХХ века: Франка Мартена, Бенджамина Бриттена, Франсиса Пуленка, Самуэля Барбера. Особо интересна была «Месса для двух хоров a’capella» Мартена — это было первое исполнение Мессы российским хором (первые в России её исполнил хор «Латвия» во время первых после долгого перерыва гастролей в Москву в 2010 году).
По своим интонациям Месса Мартена явно восходит к доренессансному григорианскому хоралу, при этом гармонический язык вполне современный — такое сочетание даёт очень интересный эффект. Ансамбль «Intrada» звучал отменно, с очень хорошей дикцией, которая выгодно отличает его от многих столичных хоров. Прекрасно показал себя квартет солистов из состава ансамбля: Любовь Темнова (сопрано), Анна Матренина (меццо-сопрано), Ренат Фартдинов (тенор) и Николай Басов (бас), подтвердив статус ансамбля как коллектив солистов.
Кульминацией вечера стало исполнение «Exultate Deo» Пуленка. Произведение прозвучало ярко, радостно, празднично. В целом концерт продемонстрировал грани прекрасных возможностей ансамбля в музыке ХХ века, хоть и более известного как интерпретатор барочной музыки и кантатно-ораториального жанра.
15 декабря «Intrada» примет участие в абонементе «Шедевры и премьеры» Концертного зала им. Чайковского — с оркестром «Musica viva» будут исполнены «Magnificat» И. С. Баха, а также Симфония № 2 «Lobgesang» Ф. Мендельсона; знаменитый мэтр исторического исполнительства Петер Нойман 10 февраля 2014 г. впервые в России представит свою уже ставшую хрестоматийной интерпретацию «Реквиема» В. А. Моцарта.
В абонементе «Оперные шедевры» 22 мая будет исполнена парижская версия (1774 год) оперы «Орфей и Эвридика» Х. В. Глюка вместе с Колином Ли (тенор, Великобритания), Деборой Йорк (сопрано, Великобритания) и Софи Янкер (сопрано, Бельгия) под управлением Георгия Петру (Греция). Знаменитая «Gloria» А. Вивальди 23 января в КЗЧ прозвучит совместно с Государственным камерным оркестром России под управлением А. Уткина в рамках абонемента «Брависсимо».
Владимир Ойвин, Classica.fm