Российского виолончелиста Бориса Андрианова германская пресса объявила однажды “молодым богом”, критики писали, что даже из неприхотливого произведения он может сотворить маленькое чудо.
Есть у него и чудо покрупнее – фестиваль Vivacello, единственный, в России Международный фестиваль виолончельной музыки. Андрианов – его создатель и художественный руководитель.
Нынешний фестиваль – девятый. Андрианов говорит о нём так:
“Фестиваль может прекратить свое существование, но наш плевок в вечность в виде новых партитур будет жить своей жизнью!”
Это он сказал о сочинениях, написанных специально для фестиваля. Много чего делалось и делается специально для фестиваля. Это видно по отчёту о его работе.
Rastrelli Cello Quartet – когда эти четыре музыканта собираются вместе – могут посостязаться с любым из оркестров. Классическая музыка, джаз, рок композиции – и все это только на виолончелях.
Рассказывая о себе, шутят, что слово “виолончель” произнесли раньше, чем собственное имя, но теперь, играя вместе, стали забывать, как называется их инструмент.
Коллективу 15 лет, за эти годы дали тысячу концертов, побывали в 32 странах мира. С сольным концертом в Москве были тринадцать лет назад и вот теперь выступают на фестивале Vivacello. С программой, где от Брамса и Чайковского – до Биттлз.
“Очень часто для нас пишут композиторы современные, но если честно, мы, все-таки, больше любим Свиридова”,
– отметил худрук коллектива Кирилл Кравцов.
Играют только собственные обработки. Делает их Сергей Драбкин. А открывал фестиваль Ксавье Филиппс. Перед концертом, поприветствовав Бориса Андрианова, спешил в артистическую репетировать.
На фестивале он впервые. Должен был исполнять сочинение своего соотечественника Анрии Дютийё. Но уже в Москве, за день до концерта, решил играть музыку русского композитора.
“Первый концерт для виолончели с оркестром Шостаковича. Это один из моих самых любимых композиторов. Понимать его, исполнять его, русскую музыку – этому я учился на занятиях у самого Мстислава Ростроповича”,
– рассказал Ксавье Филиппс.
Маэстро отметил французского музыканта на международном конкурсе виолончелистов Ростроповича в Париже. Позднее они выступали на одной сцене – Ксавье солировал, Ростропович дирижировал.
На этом концерте за пультом оркестра “Новая Россия” американец Джон Аксельрод. За кулисами максимально сосредоточен, общения избегал. На открытии он дирижировал и премьерой – сочинением Майкла Бёркли.
“Мой концерт для виолончели c оркестром – сочинение эмоционально сложное, когда писал, вспомнилась поездка в Москву в начале 80-х. Эта музыка – воспоминания о дорогих мне людях, которых больше нет”,
– поделился Майкл Бёркли.
Сочинение, созданное специально для фестиваля Vivacello – это традиция. За годы, что существует смотр, появилось восемь новых виолончельных произведений.
Лидия Алёшина, Новости культуры