В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко началась работа над оперой Вагнера «Тангейзер». Этим спектаклем откроется следующий сезон. Режиссер-постановщик – директор Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс. В год 200-летия со дня рождения Вагнера он взялся за оперу, которую в России не видели несколько десятилетий.
Красиво страдать здесь не надо. Играть естественно, как в кино – на этом не единожды настаивает Андрейс Жагарс. И сказывается тут не только его актерское прошлое. Оперу «Тангейзер» он хочет сделать живой, неоперной. На репетиции никаких поблажек. Каждые пять минут режиссер сам выходит на сцену. Всё объясняет и показывает детально.
«Вагнер очень провоцирует певца позировать, притворяться, врать на сцене и играть какое-то состояние на сцене эмоциональное и поскольку большая опера, большой оркестр, большие голоса и позировать такие пустые, неоправленные движения, позы»,
– говорит Андрейс Жагарс.
Зритель должен сопереживать и поверить в искреннюю молитву за грешника милосердной Елизаветы, в безответную любовь к ней Вольфрама и в то, что Тангейзер сам отказался от вечного наслаждения в Гроте Венеры. Во многих фильмах и постановках Тангейзер – довольно агрессивный, но Валерий Микицкий знает: у его героя будет и раскаяние, и искупление.
«Венера говорит: в моем царстве место только героям. А он от этого «героя» отказывается. Говорит: это твоя гордыня, я как твой любовник, который уйду навсегда, я тебя от этого спасу, то есть он спаситель»,
– поясняет солист оперной труппы Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Валерий Микицкий.
Спаситель, грешник или герой этот немецкий средневековый поэт из народных легенд – решать зрителю. Тронуть которого так важно для Жагарса. Певцам сложно вдвойне – им надо сыграть как драматическим артистам и при этом справиться с непростыми вокальными партиями.
«Мы это осознали на нашей первой оркестровой, когда медная группа вступила, это конечно производит колоссальное впечатление, но это голосу бороться с желанием форсировать звук – это сложно. Вагнер сложный»,
– отмечает солистка оперной труппы Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Мурадымова.
Классические оперы Верди и Россини Вагнер называл «засахаренной скукой». Будто вторя ему, Андрейс Жагарс настаивает: не надо тянуть как в сладкой итальянской опере. Какой получится эта музыкальная психологическая драма – увидим в сентябре.
Новости культуры