23 февраля, на 60-й день после авиакатастрофы, унесшей жизни 64 участников Дважды Краснознаменного ансамбля имени Александрова, вся страна увидела по Первому каналу выступление армейских музыкантов в Государственном Кремлевском дворце.
Не верилось, что это тот самый коллектив, который два месяца назад понес такую страшную потерю. Любимые песни, неповторимо-мощная, узнаваемая с первых нот александровская подача звука.
Вот только не видели мы знакомых лиц солистов Виктора Санина, Григория Осипова, Евгения Булочникова, Владислава Голикова, Ивана Столяра… И за пультом не было Валерия Халилова. И программу артисты исполнили не двухчасовую, а 25-минутную.
Это та часть репертуара, которую удалось восстановить. Временно исполняющий обязанности начальника — художественного руководителя ансамбля Геннадий Саченюк и те, кто пришел погибшим на смену, уверены: в кратчайшие сроки коллектив будет возрожден.
Чтобы пройти в кабинет худрука, надо подняться по лестнице знаменитого здания в Земледельческом переулке, где уже много лет живет Краснознаменный Ансамбль, и миновать музейный зал.
Помню, всегда любовался галереей портретов артистов на лестничной стене, а особенно (что уж скрывать) — солисток балета: все как на подбор красавицы, в военной форме или в русских народных костюмах просто неотразимые. Но сегодня многие из тех портретов я не увидел на привычном месте. Они — на большом стенде в самом центре музейного зала. Это те, кто 25 декабря летел в Сирию, чтобы поздравить служащих там российских военных с Новым годом…
В катастрофе пострадали все творческие подразделения коллектива. Группа баритонов в хоре — в меньшей степени: комиссии, слушавшей конкурсные выступления в январе (а это Евгений Волков — руководитель Госхора России, Геннадий Дмитряк —капелла имени Юрлова, Лев Конторович — «Мастера хорового пения», Александра Пермякова — хор имени Пятницкого и др.), предстояло отобрать лишь шестерых певцов-баритонов.
По словам Геннадия Саченюка, на эти должности претендовало более 360 кандидатов из всех регионов страны. Таким образом, конкурс составил более 60 человек на место. Не менее напряженным оказался отбор теноров и басов. Всего же от вокалистов поступило более двух тысяч заявок. Таким образом к февралю состав хора практически удалось укомплектовать.
Трудной задачей стало возрождение балетной группы, поскольку в катастрофе погиб почти весь состав. На сегодняшний день набран мужской балет, пришло отличное пополнение из Красноярска, ребята прошли закалку в знаменитом Ансамбле танца Сибири имени Годенко. В женский балетную группу набор продолжается. При помощи экспертов (главный балетмейстер александровцев Олег Артамонов, Мира Кольцова из «Березки», Виктор Никитушкин из ансамбля имени Моисеева, Геннадий Минх из ансамбля погранвойск) набрано примерно 60 процентов нужного состава.
Главная задача, подчеркивает Саченюк— как можно быстрее и качественнее восстановить репертуар. Слава Богу, сохранился костяк коллектива — работают хормейстеры — заслуженные артисты России Сергей Соколов и Владимир Лебедев, солисты — народные артисты России Валерий Гавва и Вадим Ананьев, Борис Дьяков.
Темп взят головокружительный: уже 16 февраля состоялся первый после катастрофы концерт Ансамбля в Театре Российской Армии, 23-го — праздничный концерт в Кремле, где рядом с опытными александровцами выступили и новички — среди них Максим Маклаков, до того работавший в музыкальных коллективах Краснодара: песня «Вежливые люди» великолепно прозвучала в его исполнении.
Особый смысл был в поездке 24 февраля на торжественное открытие Всемирных зимних военных игр в Сочи. Ансамблю, говорит Геннадий Саченюк, была оказана высокая честь завершать концерт и поставлена задача доказать международной публике, что коллектив не сломлен и по-прежнему воплощает собой элиту русского музыкального искусства.
В программу вошли народные песни, старинные романсы, Русская пляска из “Лебединого озера”. На следующий день сходили к морю —месту, близ которого упал самолет. Положили венки и в тишине побыли мысленно с погибшими товарищами.
12 марта 2017 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки александровцы представят еще один возрожденный и обновленный пласт своего репертуара. Это русская хоровая классика, произведения Александра и Бориса Александровых — основоположников ансамбля, оставивших после себя огромное наследие духовной, симфонической и вокальной музыки.
В частности, впервые более чем через полвека после создания будет исполнен Концерт Бориса Александрова для фортепиано с уникальным по составу александровским оркестром. Солистом выступит знаменитый пианист Сергей Тарасов.
В первом отделении два произведения прозвучат в исполнении Хора имени Свешникова: “Благослови, душе моя, Господи” и “Хвалите имя Господне” Александра Александрова. В финале будут исполнены “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина — оркестром Ансамбля имени Александрова и Хором имени Свешникова.
Поддержка коллег всегда важна, а в нынешней ситуации просто жизненно необходима. Да и как представить то же кремлевское выступление без аккомпанирующей на рояле Александры Пахмутовой — композитора, вместе с поэтом Николаем Добронравовым написавшей потрясающую «Александровскую песню»?
А как по-славянски душевно звучали в Кремле в исполнении сербских певцов «Подмосковные вечера». С совершенно русской нежностью была спета «Рябинушка» — не поглядев на лица и форму, не догадаешься, что это ансамбль китайской милиции.
«Мы дружим давно. В 2015-м вместе участвовали в фестивале, проходившем на обоих берегах Амура, в российском городе Благовещенске и китайском Хэйхэ. Китайцы у нас с большим воодушевлением пели «Амурские волны»,
— говорит Саченюк.
Геннадий Ксенафонтович напоминает: Ансамбль Александрова — по сути прародитель всех китайских, да и многих других иностранных военные коллективов, которые созданы по его образу и подобию. В пятидесятые годы именно александровские аранжировщики готовили первые партитуры для армейских ансамблей КНР. Китайские специалисты обучались в наших консерваториях. Даже десятилетия «великой культурной революции» не вытравили у музыкантов этой памяти.
Когда грянула беда, весточки сочувствия полетели буквально со всего мира. В том числе из стран, которые не принято относить к друзьям России.
Например, из Прибалтики, где и прошлым летом, и даже сейчас, после трагедии, официальные политики говорят, что «российским военным не рады» (недавнее заявление министра обороны Эстонии, запретившего приезд ансамбля). А вот простые люди печалятся, оттого что их лишают встречи с любимыми артистами.
Выразила соболезнования Мирей Матье — ведь именно гастроли ансамбля Александрова во Франциив 1963 году, сделали начинающую певицу широко известной. Тогда, рассказывает Саченюк, ЦК Французской компартии попросил наш прославленный коллектив поддержать одаренную девушку и взять ее в свою программу.
За одну ночь александровцы написали аранжировку, наутро состоялась репетиция, а вечером — концерт, после которого Мирей проснулась знаменитой.
Пришли Геннадию Ксенафонтовичу и слова сопереживания от коллег с Украины, где он родился. Вырос на Днепре, обучался в Херсонском государственном музыкальном училищепо классу тромбона, там же брал первые уроки дирижирования в классе Дмитрия Андреевича Сирого, выпускника Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории.
После этого дорога была определена: на Военно-дирижерский факультет, где юношу взял в свой класс профессор Владимир Васильевич Москвичев. На факультете подружились со старшим коллегой Валерием Халиловым. И потом неоднократно пересекались в карьере и по жизни. С 2001 года Геннадий Саченюк — в Ансамблеимени Александрова, в 2012-2016 годах — его художественный руководитель, с приходом в коллектив весной 2016 года Халилова стал заместителем начальника ансамбля — художественного руководителя. И вот теперь приказом министра обороны назначен ВРИО.
14 марта в зале имени Чайковского Ансамбль Александрова примет участие в программе, посвященной памяти Валерия Михайловича.
Руководство Министерства обороны рассматривает возможность традиционного совместного выступления александровцев с коллективом Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в рамках Московского Пасхального фестиваля. На май-июнь назначена первая зарубежная поездка Ансамбля — в Чехию и Словакию.
Печальное и радостное — рука об руку, так устроила жизнь.
Вот, наверное, самый яркий тому пример. Спрашиваю своего собеседника: нет ли шансов восстановить концертную программу, представленную 21 ноября 2016 года на исторической сцене Большого театра, — последнее грандиозное выступление Ансамбля Александрова в его прежнем составе и классическом блеске?
Телевидение тогда, к сожалению, показало не всю программу, телезрители не увидели большую премьеру —”Половецкие пляски” в исполнении полного состава ансамбля — оркестра, хора и танцевальной группы.
«Обрадую не только вас, но, думаю, тысячи других ценителей искусства александровцев. На канале «Культура» смонтировали полную версию концерта, мы буквально вчера получили этот DVD, и полагаю, не за горами – трансляция этого фильма по телевидению»,
— улыбается Геннадий Ксенафонтович.
«Сцена Кремля показалась мне такой уютной»
«Труд» обратился к одному из вновь принятых вокалистов Максиму Маклакову с просьбой рассказать — какие чувства он испытал, узнав о беде Ансамбля, как проходило конкурсное прослушивание, не страшно ли было всего лишь через месяц после принятия в коллектив выходить на сцену Кремля. Вот ответ Максима.
“25 декабря у нас был очередной предновогодний концерт (Максим с 2008 года был ведущим солистом Краснодарского государственного камерного хора, а с 2014-го —солистом Государственного эстрадно-симфонического оркестра Краснодарской филармонии. — «Труд»), когда кто-то из коллег сообщил страшную новость.
Сразу не осознав до конца все, я начал искать информацию в сети, и чем больше находил, тем ужаснее становилась для меня картина. Я не знал лично никого из этих ребят, только лишь по видео концертов в интернете, но ощущал их как очень близких мне людей. Глубоко соболезную всем родным. Несправедливо, очень больно… Не говоря уж про то, что страна потеряла выдающихся артистов.
О том, что объявлен конкурс, мне сообщил человек, который наблюдал мой творческий рост не один год, способствовал моему развитию, вложил часть себя в становление моей музыкальности —хормейстер, народный артист России Вячеслав Михайлович Яковлев. Он назвал Ансамбль Александрова Меккой хорового искусства.
Действительно, я много слушал записи ансамбля, в основном старые, знаком с эталонным исполнением «Калинки» Евгения Беляева, «Утеса» — непревзойденным Леонидом Харитоновым. Некоторые произведения из репертуара александровцев исполнял в камерном хоре. Поэтому быстро принял решение: подаю заявку.
Для многих это стало неожиданностью. Забрав трудовую книжку, я первым делом зашел в класс, в котором проходила репетиция камерного хора. Аплодисменты, радость, слезы, напутственные слова…Мне спели многая лета, обняли, расцеловали. Было так приятно, что не передать словами.
На прослушивании в Москве пел каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и песню Женьки из оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие».
Профессиональная сложность вхождения в новую работу заключалась, скорее всего, в достижении ансамбля со всеми своими партнерами, в том, чтобы слышать товарища, который поет рядом, создавая единую линию хоровой партии и хора в целом. А говоря по-человечески, самая большая трудность для меня — это разлука с семьей, с моим сыном Кириллом, пятимесячной доченькой Улечкой и женой Викторией. А в репертуар вошел легко. Когда рядом с тобой такие высокопрофессиональные певцы с богатым опытом, это сильно помогает делу.
Жена Виктория спрашивала меня, не страшно ли выходить на сцену Кремля. Я ей ответил, что ведь уже пел здесь в составе хора филармонии. Зал мне тогда показался огромным.
В этот раз перед первой репетицией я спустился в партер, чтобы увидеть сцену глазами зрителя. И она представилась мне такой уютной, не было ни грамма волнения, скорее наоборот — желание поскорее выйти и спеть в составе такого легендарного коллектива. И это же чувство, только усиленное, было у меня и на самом концерте.
Особенно приятно, что несколько дней потом артисты горячо любимой мною Краснодарской филармонии звонили и поздравляли. Одной из первых была генеральный директор филармонии Вера Ивановна Журавлева-Пономаренко. И хотя предполагаю, что гастрольный график в Ансамбле Александрова будет плотным, надеюсь, он оставит возможность хотя бы изредка петь на Кубанской земле.”