Кто бы мог поверить в этот момент, глядя на счастливые лица маэстро и композитора, за 15 минут до мировой премьеры «Левши», что репетиции шли трудно, и даже традиционного для Гергиева и Щедрина пресс-подхода перед их совместными премьерами (в Мариинке идут оперы «Мертвые души» и «Очарованный странник», балеты «Анна Каренина», «Конек-Горбунок» и «Кармен-сюита», постоянно звучит симфоническая и камерная музыка, проводятся марафон фортепианных концертов Щедрина, международный фестиваль к 80-летнему юбилею композитора), в этот раз не было запланировано… Но чем ближе к премьере, тем больше тучи развеивались, и становилось ясно, что удалось создать оперный шедевр, который будет не стыдно показать и придирчивым критикам, и простой публике, набившей до отказа двухтысячный зал Мариинки-2.
И тогда появилась идея отметить мировую премьеру еще и открытием нового камерного зала на 120 мест в Мариинке-2. Композитор вместе с супругой, гениальной балериной Майей Плисецкой в сопровождении Гергиева пришли на двадцатиминутный концерт молодых голосов в новом зале, оценили по достоинству качество звука, удобное амфитеатровое расположение зрительных рядов, уютную сцену и необычный вид на соседний сталинский дом из огромных стеклянных окон на четвертом этаже… В этот момент очаровательная меццо-сопрано, молодая звезда Мариинке Екатерина Семенчук впервые в своей карьере спела насыщенные эмоциями Частушки Варвары перед автором, после чего маэстро Гергиев поднялся на сцену и сообщил собравшимся:
– Совершенно не случайно сейчас прозвучало замечательное произведение Родиона Константиновича, и Катя нас очень порадовала. У нас есть пикантная, даже несколько неожиданная новость: нам очень захотелось, чтобы этот зал носил имя Родиона Константиновича Щедрина. Я знаю, что Родион Константинович считает это совершенно неуместным, и, главное, не вовремя выходить с этим к вам, потому что через 15 минут мы начнем исполнение колоссальной, сложнейшей оперы, очень интересной, очень сложной, где композитор предъявляет очень высокие требования к певцам, к оркестру, к хору. Мы работали уже достаточно серьезно, сначала решили представить «Левшу» в концертном исполнении, но обязательно покажем спектакль через месяц в полном сценическом варианте (27 и 28 февраля «Левша» будет завершать двухмесячный фестиваль «Звезды белых ночей». – Прим. Авт.).
Нет, мы не боимся нового театра, новой сцены, но все-таки, вы нас должны понять: мы побоялись вот так сразу делать заявку на сценическую премьеру, потому что новый театр, как нам казалось, еще преподносит сюрпризы. Пока что все идет хорошо, у нас нет технических проблем, практически каждый день театр переполнен, десятки выступлений уже известнейших артистов, молодежь показывает свои работы. Мы расширяем наши оркестр и хор, к нам пришло огромное количество новых профессионалов… И вот с легкой руки Кати Семенчук, которая открывала и главную сцену Мариинского театра (Семенчук исполнила в концерте-открытии 2 мая, который транслировался Первым каналом, сразу две арии. – Прим. Авт.), мне кажется, новый камерный зал способен стать одним из главных полигонов для шлифовки таланта молодых артистов (едва отдышавшись после выступления Катя Семенчук сообщила нашим питерским корреспондентам, что зал ей понравился, звучит все очень достойно, но должно пройти немало времени, возможно, годы, пока камерный, и большой зал Мариинки-2 станут, как говорится, намоленными).
Маэстро объяснил, что камерный зал имени Щедрина услышит тысячи исполнений молодых музыкантов, послужит многим поколениям. Будут здесь и сольные выступления, и трио, квартеты, и духовые ансамбли, и октет, и камерный оркестр. Этот зал идеально подходит для отборочных туров на конкурс имени Чайковского.
Мы активно поддерживаем молодых пианистов, в эти дни в Концертном зале Мариинского театра завершается специальный проект, в котором выступают самые яркие представители новой волны. Но талантливых ребят очень много, идет прекрасное поколение, и для них сцена камерного зала Щедрина просто создана! Отсюда они смогут начинать свой путь к большим победам. Как и молодые зрители, о которых так заботится нынче Мариинский театр: в камерном зале 120 человек, да и постоять человек двадцать могут, послушать музыку. Мы в свои студенческие годы отстояли почти все концерты в Филармонии, что такое слушать музыку в первом ряду студентом – я не знал…
По словам Гергиева, здесь можно устраивать и публичные показы новых записей лейбла «Мариинский».
– Вскоре выйдет «Золото Рейна» Вагнера, дописывается цикл на музыку Шостаковича. Прямо в эти часы мы заканчиваем запись всех 15 симфоний Шостаковича. И мне очень хочется знакомить слушателей с этими записями, перед выходом в свет. Мы давно уже записали «Очарованного странника» и на видео, с удовольствием все покажем. В этом зале и цикл сонат Бетховена, любой цикл квартетов Шостаковича, Моцарта, Гайдна, Бетховена прозвучат достойно, и, конечно же, произведения Родиона Щедрина
Слушая маэстро, растроганный Щедрин мудро улыбался и сказал, что даже для его «коллег, которые уже гуляют по небесам – это и Бетховен, и Моцарт, и Чайковский», было бы огромной честью иметь свой зал в лучшем оперном и балетном театра мира, каким, по убеждению Родиона Константиновича и его супруги Майи Плисецкой, в настоящее время является Мариинский театр.
После этого композитор вместе с Майей Плисецкой, маэстро Гергиев отправились на мировую премьеру «Левши», объемной двухактной оперы, либретто которой написал сам Щедрин по мотивам повести Николая Лескова, что в России знают все от мала до велика. Гергиев, ставший музыкальным руководителем и дирижером спектакля, встал за пульт. На сцену вышло около ста хористов и исполнители 13-ти сольных партий. Тульским мастером Левшой, острохарактернейшим героем, стал тенор Андрей Попов, за свои пять служению Мариинке исполнивший на прославленной сцене тридцать разноплановых партии. Атаманом Платовым – Эдуард Цанга, заслуженный артист республики Коми, тоже пять лет работающий на сцене Мариинки. Сразу в двух партиях – Александра I и Николая I -предстает баритон Виктор Коротич, солист Академии молодых певцов Мариинского театра. Московская меццо-сопрано, очаровательная Мария Максакова, с 2011 года солистка труппы Мариинского театра, в копилку своих удач добавил партию Принцессы Шарлотты, дочери английского короля Георга III.
– Повесть Лескова предоставляет богатейший материал для оперного сюжета, – рассказал Родион Щедрин. – Уже сама фабула повествования – гротесковое преувеличение. Что это? Библейская притча, ярмарочный балаганный миф, эпическое сказание?.. Яркие, сочные, контрастирующие характеры. Русский цари Александр I, Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы… А если заглянуть чуть вглубь, то и художественное противопоставление двух форм бытия – рациональной британской и иррациональной русской. Наконец, главный герой. Косой неграмотный мастеровой из Тулы с золотыми руками. В нем сфокусированы, думаю, важнейшие и типичнейшие черты русского национального характера: самобытная одаренность, смекалка, самоирония, безразличие к человеческой жизни, пагубная страсть к алкоголю. И эта вечная русская тема – власти и простой люд. Невостребованность гения на своей родине… Все это так вечно, но так современно!
Михаил Садчиков, "Вечерняя Москва"