– Я был в вашем городе еще студентом – проездом домой. Точнее, пролетом. Это была не самая забавная история – просидел в аэропорту около 30 часов из-за нелетной погоды, – рассказал «Комсомолке» худрук фестиваля Валерий Гергиев. – Города тогда не увидел, считайте, я сегодня в Воронеже впервые.
В память о боевом прошлом нашего города в насыщенную программу концерта маэстро вместе с оркестром Мариинского театра включил шестую симфонию Шостаковича.
– Симфонии №№ 4, 5, 6 я для себя определяю как военные. Их редко исполняют. Но они, как хорошее вино – с каждым разом звучат все лучше и лучше, – отметил дирижер.
Известный пианист Денис Мацуев солировал в концерте с воронежским молодежным оркестром. Денис признался, что счастлив был снова поработать с этим коллективом спустя много лет.
– Безумно рад, что я сегодня здесь, надеюсь, не в последний раз. Я не был в Воронеже 12 лет. С вашим молодежным оркестром играл за месяц до конкурса Чайковского. И тогда многие предрекали мне победу. И в хорошем смысле слова накаркали (после победы на том конкурсе в 1998 году и зажглась звезда Мацуева. – Ред.). Поэтому я очень люблю ваш город, помню вашу публику, уникальную атмосферу в филармонии. И счастлив, что приехал к вам снова с таким уникальным по масштабу и качеству событием.
С теплотой вспомнил Мацуев рояль, на котором играл в прошлый раз, и снова музицировал в этот приезд.
– Вашему «Стенвею», наверное, лет 40, он как раритетный «Мерседес». На нем играли Рихтер, Гилельс. Но, конечно, нужно покупать новый.
Маэстро Гергиев обещал, что этот концерт не завершит его сотрудничество с Воронежем.
– Мы можем посодействовать в проведении интересных мероприятий с участием артистов Мариинки и наших друзей со всего мира. Можем сделать мастер-классы, это очень эффективная форма подготовки музыкантов. Все это будут проекты в рамках небольшого бюджета. Мы не приемлем, когда в оценке успешности музыкантов руководствуются количеством нулей в суммах долларовых контрактов. Это ничего общего с русской классической музыкой не имеет. Мы не предприниматели от искусства. Герман Греф однажды, посмотрев программу, претендующую на финансовую поддержку и прочитав интервью солиста, где речь шла о миллионах долларов, которые он получает, сказал: «Миллионеров мы не спонсируем!» И мне это очень понятно, – отметил маэстро.
Но если мастер-классы от звезд Мариинки в будущем, то поучиться профессионализму у Дениса Мацуева юные таланты, лауреаты фонда «Новые имена", имели возможность на следующий день после концерта.
– Какие советы вы можете дать юным музыкантам? – спросила «Комсомолка» у известного пианиста.
– Точных рецептов достижения успеха нет. Мне кажется, главное – изначально думать не об успехе, а о музыке. Пройти все ступени образования. А талант всегда будет виден. Но ему, безусловно, нужно помогать, тем более в провинции. Направлять, мотивировать, потому что дети есть дети. Я, например, не хотел уезжать в столицу. Меня родители «купили» не обучением в Центральной школе музыки, а возможностью смотреть матчи «Спартака» живьем!
– Маэстро, как вы относитесь к тому, что классическую музыку используют в качестве рингтонов мобильников? Вы считаете, это способствует ее популяризации? – напоследок спросили мы у Валерия Гергиева.
– Равнодушно отношусь. Для меня главное, чтобы во время концертов не трезвонили телефоны. Это раздражает. А еще больше раздражают фотографы, которые ходят по сцене и щелкают. В джинсах. Да оденься они хоть в смокинг от Юдашкина, это щелканье мешает исполнителям и публике, поэтому недопустимо. Что касается популяризации. Многие считали, что концерт трех теноров перед чемпионатом мира по футболу 1990 года в Италии этому помог. Они не знали, что это может стать коммерческой бомбой и здорово недополучили (ведь миллиард людей пришли смотреть футбол), а организатор моментально стал миллионером. Когда спохватились, что это коммерция, это стало менее важно и интересно и начало всех раздражать.
Татьяна Подъяблонская, "Комсомольская правда"