Скрипичный концерт Фазил Сай написал в 2008-ом, и в прошлом году этот опус стал самым исполняемым в мире произведением современного композитора: по всему земному шару "1001 ночь" исполнили 40 раз. В дерзком и страстном сочинении композитор процитировал народные песни – турецкие и венгерские, использовал характерные для восточной этнической музыки "хромой" ритм и орнаментику. Как кажется, успех этого концерта определяется, в числе прочего, и физиологией – сочетанием ультразвука страдающей скрипки и инфразвука народных ударных инструментов. Извечная борьба женского и мужского начала протекает в четырех раундах (частях концерта).
Для исполнения партии ударных в Екатеринбург приехал Айкут Керселерли, который начинал свою музыкальную карьеру в Анатолийском молодежном оркестре, созданном Фазилем Саем и участвовал во многих мировых премьерах сочинений композитора. Сейчас музыкант играет в оркестра Государственного театра оперы в Анкаре.
Скрипичное соло исполнила Прия Митчелл, чья красота не уступает таланту (в Екатеринбурге не найти ее афиш – растащили неизвестные поклонники). Митчелл – одна из наиболее известных скрипачек своего поколения, ученица знаменитого Захара Брона, обучалась в Школе Менухина и в Венской консерватории. Она основала Оксфордский фестиваль камерной музыки, где сейчас исполняет обязанности арт-директора. Прия играет на скрипке Томазо Балестриери 1760 года. Ее страстная манера исполнения покорила филармоническую публику и, наверное, заставила о многом задуматься семейные пары, которые попали на российскую премьеру сочинения Сая.