Два оркестра в яме и на сцене можно понимать, как хочется. Допустим, музыки так много, что она не уместилась в положенном ему подпольном пространстве. На сцене Большого театра – концертное исполнение сочинения Филиппа Фенелона по мотивам чеховского "Вишневого сада".
"Моя пьеса основана на 3 акте пьесы "Вишневый сад", во время которого идет бал, – говорит Фенелон. – Моя музыка – то самое неуловимое чеховское настроение, которое очаровывает читателя, только я его усилил, сделал нечто вроде концентрата".
Концентрат – это вместо придуманных Чеховым шестнадцати – всего десять персонажей. Да и с теми – масса странностей. Например, гувернантку Шарлоту играет мужчина, а за старого Фирса поет женщина.
"Это самая лучшая роль. Фирс – это и есть старый дом, воплощение всего мира, философский персонаж", – говорит солистка Ксения Вязникова.
В музыке – цитаты из сочинений чеховской эпохи: мазурка Чайковского, канкан.
"Я рад, что такого класса музыка существует, – говорит солист немецкой "Оперы на Рейне" Дмитрий Варгин. – Я пел современной музыки немало. Это, поверьте, одно из лучших произведений".
Вокалистов для этой постановки, последней в рамках французско-русской программы Большого, выбирали из 600 участников молодежной программы театра. Команда, как говорят авторы спектакля, оказалась с правильным – по-чеховски трепетным восприятием музыки.
"Важен характер каждого персонажа, глубина его личности, отношении между героями, их психологические типы, – отмечает дирижер Тито Чеккерини. – Идеи, вложенные композитором в музыкальное описание каждого персонажа".
В спектакле чувствуются и характеры каждого участника процесса. Например, автор либретто Алексей Парин трактует "Вишневый сад-2010" как прощание с растворившимся социальным слоем – интеллигенцией.
"Это прощание Чехова с жизнью, это прощание вообще с культурой, – говорит Парин. – Люди это и понимают – как прощание".
Ася Долина, "Вести"