Зрители уже в гардеробе внимательно изучали программки. Этот сюжет мало кому известен, «Таис» Массне – не самая популярная опера даже в мировом репертуаре. А музыка – прекрасна.
Руководит постановкой главный дирижер театра англичанин Ян Латам-Кёниг. Он считает «Таис» одной из важнейших опер XIX века. Она очень французская, говорит он, а этот материал требует бережного отношения. Кёниг дирижировал оперой уже дважды. На третий раз рискнул поработать с молодыми певцами, для которых это абсолютно новый материал.
«Приятно работать с новым материалом, – говорит исполнитель партии Никиаса Ярослав Абаимов. –Персонаж более игровой. Много сарказма, юмора колкого в сторону Атанаэля. Персонаж, не скажу, что близок, но музыка, материал партии нравится».
На заглавную партию Ян Латам-Кёниг пригласил болгарскую певицу Соню Йончеву, обладательницу красивого сопрано, равно комфортно чувствующую себя в музыке совершенно разных стилей. Два года назад в Москве она участвовала в исполнении оперы Перселла «Дидона и Эней», теперь поет в «Таис» Массне.
«Мой репертуар очень разнообразен, – рассказывает певица. – Это и ранняя музыка, начиная с Монтеверди и Доницетти, Моцарт, Бах, сейчас пою французскую романтическую музыку – Гуно, Бизе, Тома, Массне. Пою и музыку кино, современную музыку. Мне нравится использовать мой голос разнообразно».
Для нее, лауреата нескольких международных конкурсов, в том числе и «Опералии» Пласидо Доминго, успевшей засверкать не оперных сценах Европы, это тоже первое обращение к «Таис», если не считать исполнения в концертах под рояль арий из этой оперы. На этот раз она не только представляет прекрасную музыку, но и проходит со своей героиней весь сложный путь ее духовного перерождения.
«Я ее обожаю, – говорит Йончева. – Она смелая женщина. Она блистала на сцене, знала, как использовать свое очарование, могла заполучить любого мужчину. Она имела все, о чем мы и сейчас мечтаем. Но она нашла в себе силы измениться. В конце она умирает, и мы не знаем, умирает, потому что стала не так счастлива или она нашла счастье в монашестве».
В театре «Новая опера» надеются, что концертным исполнением «Таис» Массне дело не ограничится, уже в следующем сезоне опера, которую называют «экзотическим цветком французского модерна», будет представлена в сценической версии.