Ни одно масштабное произведение для хора и оркестра в XVIII веке не исполнялось без участия органа.
"Связано это было исторически с необходимостью держать строй и заполнять определенные "дырки" в партитуре", – говорит органист Константин Волостнов.
Органист всегда был на особом положении. Его партия записывалась не нотами, а цифрами. Левой рукой музыкант играет басы, указанные композитором, правой – импровизирует.
"Я должен все время сохранять ансамбль, я должен все время импровизировать, что-то можно добавить, что-то можно усовершенствовать", – говорит органист.
Эту музыку до сегодняшнего дня играют в католических храмах в преддверии Пасхи. Stabat Mater – старинный католический гимн, состоящий из двух частей. Первая посвящена страданиям Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, следующая – страстной мольбе грешника о даровании ему входа в рай.
Композиторы разных эпох – от Перголези до Шуберта – сочиняли вариации на Stabat Mater. Две самые известные принадлежат Антонио Вивальди и Йозефу Гайдну. В России в наши дни они исполняются редко: предназначенные для храма, в концертном зале они звучат совсем не так.
"Вся духовная музыка предназначалась для исполнения в храмах. Кстати, не только потому, что она богослужебная, но и потому что концертных залов тогда не было, – поясняет художественный руководитель камерного оркестра Musica Viva Александр Рудин. – Была или музыка, которая исполнялась в храме, или камерная, которая исполнялась в домах знатных вельмож".
Stabat Mater Вивальди – скромная кантата для одного певца, струнных и органа. То же духовное сочинение Гайдна – это почти театральное представление. Роскошная оратория с участием четырех солистов, хора и оркестра.
Концерт в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии оркестр Musica Viva посвятил светлому празднику Пасхи, который в этом году совпадает и у православных и у католиков – 4 апреля.