Гимнастка, отказавшаяся от олимпийского будущего ради классического балета, танцевавшая на лучших площадках мира, Гиллем уже много лет – синоним современного танца. Ее необыкновенному дару – физической выносливости в сочетании с удивительной пластикой, чувственностью, фантазией – рукоплещет мир. О секрете своего таланта и такого долгого для балерины карьерного века – Сильви сейчас 48 – говорит просто:
«Если бы я знала, я бы немедленно его запатентовала, потому что он наверняка мог бы пригодиться еще кому-то. А так – я просто безумно люблю то, что делаю. И судьба так распорядилась, что тело мое для этого сложено очень хорошо, спасибо родителям. Я тоже много над этим работаю, считаю, что правильно управляюсь, хотя мой муж говорит, что я сумасшедшая и надо притормозить немножко. В общем – мне дали очень хороший грузовичок, который меня вез по прекрасным дорогам».
Балет Форсайта – «Rearray» – дуэт-дуэль Гиллем и премьера Парижской оперы Николя ле Риша; жесткий, резкий, очень графичный, состоящий из множества крохотных сценок, отделенных друг от друга вспышками темноты. Заставил сильно работать воображение, признается Гиллем.
«Мы не работали с Форсайтом больше 20 лет, – говорит Сильвии Гиллем. – Я позвонила ему и предложила сделать для меня еще один балет, прежде, чем я завершу карьеру. Он мгновенно согласился. Мы сразу же очутились в студии, начали работать. И тут выяснилось, что пару десятков лет спустя мы остались такими же – он такой же сумасшедший, я все так же хочу открывать для себя что-то новое и работать. Получилась история о том, как люди безумно любят то, что делают и получают удовольствие от каждой секунды».
«Bye» – «До свидания» – на музыку Бетховена – моноспектакль Гиллем, в котором балерина как будто выясняет свои отношения с возрастом. И хотя название спектакля говорит о прощании, сама Гиллем утверждает: расставания ее не пугают. Ведь за ними следуют новые встречи.
«У Матса такой довольно земной стиль, который сложно воспроизвести людям высоким и с длинными ногами, – отмечает Сильвии Гиллем. – Все у него – ноги, руки – тянуться к земле. А я скорее такая медленная и воздушная. Но поскольку я его знаю, я знала, что так будет, и мне это было не сложно».
Два коротких балета двух таких контрастных мастеров – интеллектуала Уильяма Форсайта и эмоционального, чувственного Матса Эка как будто специально подобраны, чтобы показать весь диапазон возможностей Сильви Гиллем. Своим танцем балерина ясно доказывает: возраста не существует. По крайней мере, для самой Гиллем. В свободное от балета время она путешествует, много читает, защищает животных и заботится о правах женщин в разных странах. Занимается любимым садом и двумя белыми овчарками. Все, что делает, старается делать честно и страстно. В этом для нее залог свободы. Возможно, в этом же – и секрет успеха.
Новости культуры