В Академии хорового искусства Виктора Попова жизнь кипит круглый год.
Влюбленный в свое дело, Виктор Сергеевич заражает всех окружающих своим энтузиазмом, генерирует идеи, по сути, бьющие в одну точку – поднять престиж детского хорового пения, сделать его достоянием как можно большего круга и профессионалов, и любителей.
Вот и в этот раз Виктор Попов затеял нужный и в то же время совершенно оригинальный проект: Всероссийский фестиваль хоров мальчиков.
Такого Москва еще не видела! Открытие состоялось в самой Хоровой академии, где в прекрасно обустроенном (и с отличной акустикой) новом зале выступили четыре коллектива. Первое, что хочется отметить: каждый из участников смог показать свою индивидуальность, непохожесть на коллег.
Первыми вышли на сцену гости из Нижегородского хорового колледжа имени Льва Сивухина. Свою программу хор мальчиков под руководством Бориса Мокеева выстроил на сочинениях нижегородских композиторов, специализировавшихся на музыке для детских коллективов. С ностальгией слушался опус “Мальчишки” одного из классиков советской песни А. Нестерова, который в 1970-80-е годы был своеобразным “хитом” у детских хоров. В его же обработке прозвучала русская народная песня “Гуси-лебеди”.
Следующий герой фестиваля – Концертный хор мальчиков и юношей Свердловского мужского хорового колледжа (руководитель Сергей Пименов).
Наличие двух возрастных групп существенно расширило тембровый диапазон: по сути, мы слушали полный хор, только за сопрано пели мальчики (как, впрочем, практикуется в церковных хорах Европы). Свое выступление они построили на исполнении произведений различных национальных школ. Русская духовная музыка и фольклор, негритянский спиричуэлс, шуточная немецкая народная песня “Клоп”, американский блюз. Пели ярко, увлеченно, с артистизмом.
Также на контрастах была составлена программа Хора мальчиков “Соловушки Магнитки” (руководитель Анатолий Никитин). Особенно запомнился эффектный номер Тэльфе “Игра в теннис”, когда юные артисты, вооружившись ракетками, перевоплотились в азартных теннисных игроков.
Здесь не было пения в общепринятом смысле: хоровая фактура была наполнена всякими звукоизобразительными приемами. Блюзовые обработки спел вокальный ансамбль, существующий внутри коллектива квинтет юношей “Соловушки Магнитки”. А окончилось все остроумной балладой Я. Дубравина “Про Емелю”.
Свежей краской стали миниатюры западных классиков, прозвучавшие в исполнении хозяев, хора мальчиков Московского хорового училища имени Свешникова (руководитель Виктор Попов).
Здесь тоже были продемонстрированы три ипостаси коллектива: вначале русские народные песни в обработке В. Калинникова и А. Свешникова спели мальчики, затем эстафету подхватили юноши, исполнив тонкие миниатюры Шумана, Мендельсона, а затем мы услышали смешанный хор. С ребятами выступили дирижеры Александр Шишонков и Анатолий Кисляков. А потом настал кульминационный момент вечера, когда все участники объединились в огромный сводный хор и грянули “Славься” Глинки.
После такого открытия все коллективы на огромном творческом подъеме совершили интересную поездку в Ярославль и Владимир, где дети из разных регионов России и старинные русские города посмотрели, и свое искусство показали.
К ним на местах присоединились Рыбинский и Владимирский хоры мальчиков. Так что в целом фестиваль вполне оправдал свой статус всероссийского. А в Академии хорового искусства прошла еще и конференция, где обсуждались педагогические проблемы обучения мальчиков пению.
Впрочем, главной болевой точкой остаются утраченные позиции в сфере массового приобщения к хоровому пению на уровне общеобразовательных школ; не к рутинным урокам с убогими песнями, а к настоящей духовной сокровищнице, богатства которой наглядно продемонстрировал фестиваль, придуманный Виктором Поповым.
Евгения Кривицкая, Газета “Культура”