Взмах руки дирижера, — и зал с первых же звуков погружается в атмосферу красоты и гармонии. Открыли концерт пьесы Арканджело Корелли для струнного оркестра: Сарабанда, Жига и Шутка. Эти жанры, вполне традиционные для музыки барокко, казалось бы, обладают сложившимися образными чертами, но всегда решаются по-разному, индивидуально. Струнная музыка Корелли, раскрывшего новые выразительные возможности скрипки, очень выразительна и прозрачна.
Продолжили программу Концерт №6 для трубы, струнного оркестра и клавесина Джузеппе Торелли и Концерт для двух скрипок, двух виолончелей и струнных Антонио Вивальди. Казалось бы, один и тот же жанр, но какая же разница между двумя сочинениями! Торелли в своем творчестве заложил основу нескольких инструментальных жанров, в том числе барочного концерта – так называемого «кончерто гроссо» (concerto grosso). В его Концерте для трубы очень ярко проявился принцип соперничества между оркестром и солирующим инструментом, на этом строится вся драматургия произведения. Заметим, кстати, что именно Торелли одним из первых стал широко использовать солирующую трубу. В Концерте же Вивальди — музыка совершенно иного характера. Две скрипки и две виолончели составляют ансамбль, внутри которого происходит активное музыкальное развитие, а оркестр служит одновременно фоном и как бы «организующим» началом.
Второе отделение было полностью посвящено самому масштабному из прозвучавших в тот вечер сочинений. Солисты Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, хор вокалистов из Пермского музыкального колледжа, камерный оркестр ПГИИК и приглашенные солисты-инструменталисты исполнили Магнификат для солистов, хора и оркестра Иоганна Себастьяна Баха. Магнификат (ударение на второй слог) — это часть вечерней службы в католической традиции, поющаяся на канонический латинский текст. Жанр издавна привлекал внимание многих композиторов (не только католиков). А его «классический» образец принадлежит перу И.С. Баха. Первый раз это сочинение было исполнено на Рождество в 1723 году. Баховский Магнификат включает 12 частей, среди которых происходит чередование мощных хоровых номеров и мягких, «кротких» ансамблей.
В своем вступительном слове ведущая концерта музыковед Екатерина Баталина-Корнева пообещала слушателям, что музыканты удивят их необычной манерой игры. А именно, попытаются воссоздать аутентичное звучание оркестров эпохи Барокко. В течение концерта мы действительно имели возможность услышать мягкий и несколько приглушенный, по-своему искренний тембр старинных виол. Воссозданию барочной атмосферы способствовали и звуки клавесина, в «роли» которого, правда, выступил синтезатор. Ну и, конечно же, внесли свою лепту красивые парики, платья и фраки, которые надели дирижер и солисты-певцы для исполнения Магнификата.
Выбор произведений, прозвучавших на концерте, очень порадовал. Или, быть может, дело не столько в конкретных произведениях, сколько в той красоте и стройности, которую несет искусство эпохи Барокко? Вероятно, каждый слушатель ответил для себя по-разному. В Колонном зале царила удивительная, праздничная атмосфера. На наш взгляд, концерт стал настоящим новогодним подарком для ценителей высокого искусства.
Софья Рыжкова, "Новости Перми"