В этом здании на первом этаже была квартира Иосифа Лапицкого, где он жил со своей семьей. А внучка режиссера, Ирина, не просто провела здесь детство. Она проработала в библиотеке почти 40 лет и считалась лучшим специалистом и консультантом в области музыкального театра.
Главный герой этой выставки – конечно, Иосиф Лапицкий – отец семейства влюбленных в оперу и идеолог режиссерского оперного театра. В 1912 году он создал театр музыкальной драмы в Петербурге, и там начинал работать с оперными постановками совершенно по-новому, разрушив многие стереотипы. «Если до него в опере были солисты, которые выходили на авансцену и пропевали всю свою арию, глядя в первые ряды партера, то Лапицкий это все смешал: у него не было ни солистов, ни хора, – рассказывает заведующая отдела культурных программ РГБИ Екатерина Шумянцева. – Все имели свою роль, все исполняли свою партию. Каждый знал, куда он должен пойти».
Экспериментатора Лапицкого приглашали работать в Большой театр, Мариинку, в Донецкий театр оперы и балета…Эти письма, фотографии, эскизы костюмов и декораций свидетельствуют о скрупулезной и новаторской работе над каждой постановкой. Разбирая их, сотрудники библиотеки сделали интересное открытие.
«Оказалось, что известный всем нам с детства романс на стихи Тургенева «Утро туманное, утро седое» был написан Виктором Абазой и посвящен именно Иосифу Михайловичу Лапицкому, – говорит Екатерина Шумянцева. – Мы вот нашли ноты этого романса с посвящением».
Посвятить свою жизнь оперному искусству, Иосиф Лапицкий решил после того, как услышал в театре голос своей будущей жены. Мария Веселовская была оперной певицей и педагогом, а их сын – артист хора Большого театра. Всей семьей они листали эти детские иллюстрированные книги и играли в домино с героями из «Мертвых душ».
Уже позже в музыкальной семье воспитали и Ирину Лапицкую – бесценную сотрудницу библиотеки искусств. Работать к ней приходили художники самых разных театров. Об этом до сих пор вспоминает сын Ирины Лапицкой. «Мне повезло, что я в детстве попал в такую волшебную атмосферу, в первую очередь атмосферу театра», – говорит правнук Иосифа Лапицкого Дмитрий Усков. Первого в династии «влюбленных в оперу», Иосифа Лапицкого, иногда сравнивают по значению со Станиславским, который его и благословил на путь оперной режиссеры. О том, как он сложился и каков вклад семьи Лапицких в развитие оперного искусства, – и рассказывает эта выставка.