Абонемент N2 «Симфоническое наследие двух столетий» в Самарской филармонии традиционен. Однако в этот раз организаторы вместили в первый в сезоне концерт этого абонемента сразу две сенсации. Одна из них — первое исполнение в Самарской филармонии симфонии ре минор французского композитора XIX века Сезара Франка, которую представил публике симфонический оркестр под управлением народного артиста России Михаила Щербакова.
Франк — необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность. Творя в период повального увлечения французами музыкой «театральной» (это как раз время создания блестящих оперетт), композитор практически не обращался к театру. Возможно, именно поэтому его творчество долгое время и не было востребовано. Первый успех к нему пришел в возрасте 68 лет, а мировое признание — лишь после смерти. Самарские оркестранты довольно точно прочувствовали творческую душевность Франка. Да так, что слушатели награждали их аплодисментами даже в те мгновения, когда они были неуместны. Дирижеру Михаилу Щербакову даже пришлось вежливым, но твердым жестом останавливать незапланированные хлопки. Что ж, самарцы, возможно, показали себя и не столь «подкованными» в подобных вещах, зато предельно искренними. И финал исполненной симфонии был встречен настоящим шквалом аплодисментов.
Однако публика, пришедшая на концерт (зал филармонии вновь был заполнен практически до отказа) все же с гораздо большим нетерпением ждала появления на сцене пианиста Паскаля Девуайона. Этого музыканта можно смело считать живой легендой мировой исполнительской школы. Обладатель многочисленных международных призов, кавалер Национального Ордена Франции, преподаватель Высшей школы музыки в Берлине и Женевской консерватории — перечислять его награды и звания можно довольно долго. Однако по-настоящему мировая известность пришла к нему именно в России — н получил серебряную награду на VI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в 1978 году. С тех пор «настоящий поэт фортепиано, страстный и совершенно особенный артист» (так писала о нем The New York Times) очень любит посещать нашу страну. Только вот до Самары так до сих пор не доезжал. И вот, наконец, это упущение было исправлено.
В филармонии Девуайон, проведя лишь коротенькую «полурепетицию» с нашим оркестром, фактически с листа исполнил два значительных музыкальных полотна. Презентованный пианистом Концерт N4 для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса в России тоже исполняют нечасто. В первой части это произведение сугубо минорное, однако во второй — главная тема становится удивительно игривой, воздушной и в некотором роде «эстрадной». И Девуайон в сопровождении самарского оркестра исполнил ее именно в этом ключе. Таких эмоций, какими славен тот же Денис Мацуев, француз, возможно, и не продемонстрировал, но манеру его игры назвать сухо академичной язык не повернется. Завершил же концерт пианист исполнением знаменитого «Вальса» Мориса Равеля. Это хорошо знакомое самарским слушателям произведение было встречено настоящей бурей восторга, которую абсолютно заслуженно разделили и музыканты симфонического оркестра Самарской филармонии.
На «бис» Девуайон исполнил два произведения Дебюсси.
Андрей Цедрик, "Волжская коммуна"