Оркестры из Бухареста, Праги, Варшавы и два российских коллектива – таков состав участников очередного Фестиваля оркестров мира, стартовавшего в Колонном зале Дома Союзов.
На открытии выступил Филармонический оркестр имени Джордже Энеску, через два дня его сменил Чешский филармонический – коллектив мирового уровня.
Когда Фестиваль оркестров мира состоялся впервые в 2006 году, он был во многих отношениях загадкой. Многое изменилось пять лет спустя. (Открывая нынешний форум, Святослав Бэлза щедро прибавил ему год, сказав, будто тот появился шесть лет назад).
Теперь у фестиваля богатая история – его участниками были Мюнг Вун Чунг, Лорин Маазель, Риккардо Мути, Дмитрий Лисс, Юрий Темирканов, Антонио Паппано, Джонатан Нотт, Лейф Сегерстам, Валерий Гергиев, Иван Фишер, Семен Бычков, Михаил Плетнев, Мишель Плассон и другие дирижеры международного класса. Программа формируется в течение всего сезона и объявляется за два-три месяца до открытия.
Как и прошлый фестиваль, нынешний – с “региональным” уклоном: если гостями предыдущего стали коллективы из Азии (в их числе феноменальный Сеульский филармонический), теперь это оркестры стран Восточной Европы.
Еще одна особенность VI Фестиваля – сотрудничество с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова: выбрано шестеро юных музыкантов, стипендиатов фонда, которые участвуют в шести программах.
Каждый год в дни фестиваля идут споры о том, должен ли оркестр играть в первую очередь музыку своей страны. Ответ может быть разным – например, год назад коллектив из Южной Кореи великолепно исполнял французскую классику ХХ века; однако, как правило, приезжающие на фестиваль артисты наиболее убедительны как раз в “родном” репертуаре.
В нынешнем году саратовский и московский оркестры играют только русскую музыку, тогда как остальные участники форума в равной мере сочетают мировую классику с национальной. Sinfonia Varsovia представляет музыку Пендерецкого и Шостаковича, Чешский филармонический оркестр – сочинения Сметаны, Дворжака и Брукнера, а коллектив из Бухареста на открытии сыграл симфонии Энеску, в честь которого назван, и Бетховена.
Вторую симфонию Энеску можно поставить в ряд таких репертуарных “прорывов” в истории фестиваля, какими были Шестая симфония Брукнера, две симфонии Мясковского, Первая симфония Скрябина и другие сочинения, услышать которые на концерте можно крайне редко.
В отличие от “Румынских рапсодий” Энеску, его симфонии не слишком хорошо известны и не связаны так тесно с народной музыкой. Вторая – весьма любопытный образец европейского симфонизма эпохи Первой мировой войны, где слышны самые разные влияния, от Мендельсона и Берлиоза до Малера и особенно Рихарда Штрауса.
Украшение симфонии – медленная вторая часть, где духовые творили настоящие чудеса, а огромный состав оркестра звучал камерно, негромко. Чуть хуже обстояло дело с первой и третьей частями, где форма то и дело грозила распасться – с этим мог бы справиться коллектив высшей лиги, которым оркестр имени Энеску все же не является.
В первом отделении была исполнена Первая симфония Бетховена, удивившая несоответствием между старомодными, замедленными темпами и легким, лишенным тяжеловесности звучанием.
После того как Александр Олешко, чуть не превратив свою речь в третье отделение концерта, вручил диплом участника фестиваля юной Светлане Асташкиной (труба), оркестр эффектно завершил вечер финалом “Румынского концерта” Лигети.
По традиции, форум закончится в День России; маэстро Владимир Спиваков представит программу музыки Рахманинова.
Илья Овчинников, “Российская газета”