У «Бала-маскарада» интересная история. В 1857 году Джузеппе Верди в поисках либретто для нового произведения обратился к пьесе французского драматурга Скриба «Густав III Шведский», в основу которой был положен подлинный исторический факт: убийство шведского короля представителем дворянской оппозиции в 1772 году на балу. Композитор хотел создать политически актуальное произведение, близкое итальянскому народу, боровшемуся за свою независимость. В январе 1858 года, когда Верди приехал в Неаполь с готовой оперой, названной им «Месть в домино», чтобы передать ее в театр Сан-Карло, итальянец Феличе Орсини совершил в Париже покушение на Наполеона III. Это вызвало новый взрыв эмоций в Италии. Опера была категорически запрещена. Композитора вынудили переписать либретто и перенести действие в Бостон, на восточное побережье Америки, поскольку монархии там никогда не существовало, а значит, не могли возникнуть нежелательные ассоциации. Верди взялся за переписывание с неохотой, но сделал все, чтобы спасти произведение. Неизвестно, почему он не вернулся к прежнему варианту, когда это стало возможным по политическим причинам. Сейчас в музыкальном мире исполняются обе версии. Норвежские солисты и мурманский хор «Амадеус» выступили с первоначальным вариантом оперы Верди, причем исполнили ее на шведском языке. Для удобства слушателей над сценой был установлен экран, на котором шел сурдоперевод. – В этом году мы отмечаем небольшую, но очень важную дату: 10-летие сотрудничества областной филармонии и Норвежской королевской оперы, – сказал председатель регионального парламента Евгений Никора перед началом представления. – Радостно, что наши страны сотрудничают не только на политическом и экономическом уровнях, но и в сфере культуры. «Бал-маскарад» – седьмая совместная постановка мурманских и норвежских музыкантов. Конечно, она потребовала больших усилий и со стороны организаторов, и со стороны артистов, но они стоят того. Принимать коллектив Норвежской национальной оперы, слышать их исполнение – это большое наслаждение. – 10 лет назад мои соотечественники приехали в столицу Заполярья с оперой «Тоска», – присоединяется Генеральный консул Норвегии Юн Эльведал Фредриксен. – За это время мы проделали огромную работу, чтобы лучше познакомить мурманчан с таким жанром искусства, как опера. Горжусь, что гастроли наших музыкантов в Мурманске стали традицией. Дирижировал Терье Бойе Хансен, который продолжительное время сотрудничает с оркестром областной филармонии. – С оперой Верди «Бал-маскарад» мы путешествуем по всей Норвегии, – рассказывает дирижер. – И вот привезли ее в Мурманск. Дирижер отметил, что в этой опере, как и во многих других, есть довольно сложные места для исполнения. И, как всегда, ощущается нехватка времени для репетиций. Да и певцам, не владеющим шведским языком, пришлось непросто. Но ради публики они готовы на все. – Постановка всегда имеет успех у зрителя, – продолжает Терье Бойе Хансен. – В Норвегии сейчас наблюдается большой интерес к опере вообще и к «Балу-маскараду» в частности. Интересно, что имена двоих солистов совпадают с именами их героев. Так, шведка Ульрика Тенстам исполняет роль гадалки мамзель Ульрики Арвидсон. – Мой певческий стаж насчитывает уже 20 лет, – рассказывает гостья. – Я свободный художник, не пою в каком-то определенном театре, выступаю со многими коллективами. За годы занятий музыкой мне довелось исполнить, наверное, почти все основные партии, написанные для меццо-сопрано. Только партию Ульрики я исполняла с тремя разными коллективами. Вы знаете, мы с героиней даже немного похожи. Конечно, я не занимаюсь предсказаниями, но чувствую энергетику людей, могу отличить хорошего человека от плохого. Мадс Вихюс, сыгравший в «Бале-маскараде» матроса Матса, выступает в Норвежской королевской опере. Певец молод, и поэтому на его счету не так много ролей – всего три. – Пожалуй, самая любимая партия одноглазого верховного бога Вотана из «Нибелунгов» Вагнера, – говорит Мадс Вихнюс. – Также я исполняю партии Скарпиа в «Тоске» Пуччини и Дона Жуана в одноименной опере Моцарта. Мне очень нравится музыка Пуччини, Вагнера, Моцарта… Надеюсь, со временем выступлю в операх этих композиторов. Я первый раз в столице Заполярья и очарован вашим городом. В нем сочетаются старые и новые дома, он одновременно кажется маленьким и большим. Когда я только приехал и увидел Мурманск, весь залитый лучами солнца, он мне почему-то показался миксом Греции и Югославии. Два дня музыканты выходили на сцену с оперой «Бал-маскарад». Публика очень тепло принимала артистов. – В этом году я первый раз присутствую на подобной постановке, – рассказывает Ирина Петровна. – Жаль, что на наших сценах не так часто ставят оперы. Меня поразили музыка, бархатное звучание скрипок и голоса ребят из камерного хора «Амадеус». Они буквально сливаются с голосами норвежских солистов, ничуть не уступают им в мастерстве. – Мы с подругами уже шесть лет регулярно ходим на концерты в филармонию, – говорит Нина Алексеевна. – Очень нравятся голоса норвежцев, они превосходно ложатся на музыку Верди. Чувствуется, что в этой стране хорошая школа. Побывать на опере – это что-то необыкновенное. Нам очень повезло, что можем наслаждаться этим искусством. – Верди – потрясающий, бесподобный композитор, – сказала мурманчанка, не пожелавшая назвать свое имя. – Я получаю непередаваемые эмоции, слушая его произведения. То, что норвежцы приезжают к нам с выступлениями, – это подарок судьбы. Пусть это прозвучит пафосно, но хочу обратиться ко всем землякам: слушайте оперу, она продлевает жизнь. |
|
Екатерина АНДРЕЕВА, "Мурманский вестник" |
Кстати