Поставив комическую оперу «Севильский цирюльник» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, режиссер Александр Титель сделал ее похожей на фильмы итальянских неореалистов.
В спектакле взрывается граната, а Фигаро въезжает на сцену на мотороллере.
Комическая опера Джоакино Россини «Севильский цирюльник» была написана в рекордные сроки — всего за 19 дней. Из-за этой скорости в сюжете появилось немало забавных нестыковок, и постановщики оперы часто их подчеркивают. Режиссер Александр Титель пошел другим путем.
В своем «Севильском цирюльнике», премьера которой состоялась 12 февраля в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, режиссер оправдал все авторские несуразицы.
Снег и мотороллеры
Россини написал «Севильского цирюльника» для венецианского карнавала. Его комические герои доктор Бартоло и музыкант Дон Базилио напрямую связаны с итальянской комедией масок, а многие ситуации должны априори вызывать хохот зрителей.
Чтобы сохранить комическую природу этой оперы, постановщики обычно выбирают какой-нибудь радикальный режиссерский ход. Элайджа Мошински в «Новой опере» поставил «Севильского цирюльника» как голливудскую комедию 1930-х годов, Дмитрий Бертман в «Геликоне» украсил его мотивами русского лубка.
Александр Титель, в отличие от них, максимально приблизил события оперы Россини к реальности.
Его спектакль похож на фильм, снятый каким-нибудь итальянским режиссером-неореалистом. Заметно, что художник-сценограф спектакля Виктор Арефьев немало потрудился. Все детали декораций — от старого холодильника до мотороллеров — выдержаны в стиле 1950-х годов.
На этих мотороллерах в спектакле приезжают музыканты, чтобы спеть серенаду под окном Розины. Имитируя длинный проезд камеры, дом доктора Бартоло перемещается по сцене сначала справа налево, а в финале — слева направо. С неба сыплет редкий для южных краев снег.
Фигаро взрывает гранату
Доктор Бартоло (Роман Улыбин) — итальянец, мужчина под 50, в полном расцвете сил, собирается жениться на своей воспитаннице Розине (Елена Максимова), заканчивающей школу. Но его планы расстраивают юный граф Альмавива (Алексей Кудря) и авантюрист Фигаро (Арсен Согомонян), приехавший в город на мотороллере с передвижным парикмахерским фургоном.
Титель оправдал все шероховатости либретто, одна ситуация естественно вытекает из другой. Почему комическая потасовка в доме Бартоло закончилась паузой? А оттого, что уличный мальчишка, украв у солдат гранату, притащил ее в дом, и все застыли, боясь пошевелиться.
Ловкий Фигаро уносит гранату за сцену, где она и взрывается. Зачем служанке Берте в середине действия длинная ария? А у нее четыре сына один меньше другого (младший ковыляет по сцене с горшком), и она, распевая рулады, кормит малышей кашей. Все оправдано режиссером до мелочей и идет без сучка и задоринки.
Россиниевские колоратуры
О музыкальной составляющей спектакля этого не скажешь, хотя оркестр, ведомый дирижером Вольфом Гореликом, играет динамично и слаженно, держа подходящие для певцов темпы. Совершенству мешают проблемы, связанные с вокалом.
Россиниевские арии и ансамбли напоминают акробатику для голоса и требуют виртуозной техники. С одной стороны, чтобы их спеть, нужна безупречная техника, с другой — легкость и азарт, позволяющие эту технику скрыть. В ариях такая безупречность отличает разве что Алексея Кудрю.
Усилия остальных певцов пока еще очень заметны. Зато вокальные ансамбли, требующего высшего певческого пилотажа, звучат в спектакле почти безупречно.
Ольга Романцова, “Газета”