Возможно, чтоб разобраться в отношениях персонажей и оценить новую интригу бессмертного сюжета, пермским зрителям понадобится не один поход в оперу. Действие из Японии рубежа XIX-XX веков перенесено в Нью-Йорк времен "сухого закона". Между первым и вторым действием в трактовке постановщика Дениса Радченко проходит не три года, а одна ночь. Увлекающийся незрелый повеса, соблазнитель Франклин Пинкертон /партию исполняют Виктор Компанеев, Павел Брагин, Игорь Манаширов/ – не бравый флотский офицер, как в оригинальном либретто, а рядовой клерк, уже женатый. Он приходит в салон "Нагасаки" развеяться и в экзотическом шоу играет роль моряка. Отдохнув, он уходит, а Чио-Чио-сан /Наталья Князева, Ирина Крикунова/ остается наедине со взбудораженными чувствами.
То, что у нее рождается от Пинкертона ребенок, ей снится в кошмарах. Так же и суд над ним, в третьем действии, героине тоже снится. Немалую часть действия взяли на себя куклы японского театра Бурнаку – одна, символизирующая ребенка Пинкертона и Баттерфляй, две другие – изображающие "вторые я" главных персонажей. Словом, куклы играют тут наравне с людьми, разве что не поют.
Спектакль звучит при этом на языке самого Пуччини – по-итальянски, поется либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. Спектакль получился красивым костюмным действием со всем японским колоритом. Постановщики сами выражали восхищение костюмами работы Петра Окунева и Ольги Шаишмелашвили /оба Санкт-Петербург/.
"Мы рассматривали спектакль как рассказ о любви, связанных с нею иллюзиях и о плате за этот самообман, – сообщил корреспонденту ТАСС режиссер Денис Радченко. – Пинкертон пришел развлечься и утром исчез. Дальше началось переживание женщиной разбуженных чувств. Причем главная героиня нашей истории – актриса. Театр и жизнь – какой из этих миров более реален и какой иллюзорен? Где граница между этими мирами для Баттерфляй? Что может случиться, если переступить границу?"
"Мадам Баттерфляй" – одна из самых сложных опер для вокалистов, – сказал музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Белоруссии Александр Анисимов. – Поставивший ее театр имеет основания гордиться+.
Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" впервые была сыграна на сцене знаменитой миланской "Ла Скалы" в 1904 году. С тех пор это одна из самых популярных мировых опер. Только в Пермском театре это третья премьера "Чио-Чио-сан" за последние сорок лет. Причем для дирижера Анисимова – вторая; он участвовал в предыдущей постановке пуччиниевского шедевра в Перми в 1991 году.
Денис Радченко называет свою постановку "Баттерфляй" на пермской сцене своей первой серьезной работой в опере. Ранее, работая в Оренбургском театре музыкальной комедии, поставил несколько детских спектаклей и водевилей /например, "Женитьбу гусара"/. Радченко – дважды выпускник РАТИ /ГИТИСа/, актерского факультета и кафедры режиссуры музыкального театра /мастерская Георгия Исаакяна – главного режиссера Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского/.
Игорь Карнаухов, ИТАР-ТАСС-Сибирь