Крупным музыкальным событием стал в Португалии цикл концертов, посвященных творчеству одного из ведущих в мире академических композиторов Софии Губайдулиной.
Целую неделю в залах столичного Вифлеемского центра культуры музыканты из разных стран исполняли произведения автора, ставшего олицетворением духовного направления в музыкальном авангарде конца прошлого и начала нынешнего века.
Цикл концертов начался с выступления Хора латвийского радио и виолончелиста Давидаса Герингаса, исполнившего “Гимн солнцу св. Франциска Ассизского”. Также прозвучало “Посвящение Марине Цветаевой” для хора.
Знакомство португальской аудитории с сочинениями Губайдулиной продолжилось концертом для баяна и камерного оркестра “Фахверк”. Произведение исполнил норвежский баянист Гейр Драугсволл и Португальский камерный оркестр. За ним последовали камерные опусы – струнное трио и пьеса – сыгранные португальским Шостакович-ансамблем. Завершилась неделя оркестровыми сочинениями с участием симфонического оркестра “Introitus”, “Stimmen… Verstummen”, фортепианным концертом.
Чтобы поместить творчество Губайдулиной в контекст мировой музыкальной культуры, на концертах исполнялись произведения Баха, Веберна, Шостаковича.
“Веберн впечатляет структурным мышлением, Шостакович – траекторией своей жизни и трагичностью судьбы, а Бах – комбинацией идеально совершенных структур и огненным темпераментом”,
– пояснила сама композитор. Вместе с тем, по словам композитора, это не значит, что она испытала их “влияние, которое затронуло эстететический компонент творчества”. Говорить можно лишь об опосредованном воздействии.
79-летняя Губайдулина приняла участие в посвященном ей фестивале и в качестве исполнителя. В произведении “У края пропасти” она сыграла партию аквафона (сочинение имеет уникальный состав – два аквафона и семь виолончелей). Этот экзотический инструмент в 1969 году изобрел американец Ричард Уотерс, живший отшельником на острове. Он представляет собой опущенные в сосуд с водой металлические стержни, по которым водят смычком.
Композитор никогда не чуралась редких, своеобразно звучащих инструментов. Исследование возможностей звукоизвлечения, породившая необычные тембровые комбинации, изобретательная сонористика всегда были фирменным блюдом Губайдулиной. Даже обычный баян или всем известная виолончель звучат у нее по-особому, далеко выходя за рамки привычного.
Португальские знатоки современной академической музыки высоко оценили серию концертов из произведений Губайдулиной. Как подчеркнул композитор Антониу Пинью Варгаш, его привлекло
“свободное, духовное, профессиональное и неевроцентричное начало”.
Композитор Сержиу Азеведу поведал о первом знакомстве со звуковым миром Губайдулиной:
“Однажды в телерекламе духов я услышал ни на что не похожую музыку. Она меня восхитила, и только через несколько лет я вновь встретил этот пассаж в скрипичном концерте “Офферториум” Губайдулиной. Одно из величайших открытий в моей жизни – знакомство с музыкой этого необычайного композитора”.
“Многие работы Губайдулиной пронизаны мистическими и религиозными ассоциациями, содержат славянские, татарские, иудейские и православные влияния, используют достижения электронной музыки, технику импровизации и необычные инструменты и преследуют цель достичь посредством звука Абсолюта”,
– сформулировала суть творческого кредо газета “Публику”.
София Асгатовна Губайдулина начала учиться музыке в Казани.
“Первым и самым сильным впечатлением для меня был не концерт, а появление в доме рояля. Тот факт, что это было не пианино, а рояль, очень важен, потому что я могла добраться не только до клавиш, но и до струн”,
– вспоминает она.
Так возникло увлечение поисками необычных звучаний и тяга к импровизации. Образование Губайдулина окончила в Москве, занимаясь с Николаем Пейко, работавшего ассистентом у Шостаковича, который сказал ей:
“Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем”.
В СССР ее музыка исполнялась, но не в крупнейших залах, так как авангард не приветствовался. Не способствовали популяризации и рано проявившиеся твердые религиозные убеждения композитора. В 1979 году Губайдулину подвергли критике на съезде Союза композиторов СССР, что, впрочем, лишь способствовало росту интереса к ней как в стране, так и за рубежом. Для широкой публики самыми известными произведениями Губайдулиной остаются ее музыка к фильму “Чучело” и мультфильму “Маугли”.
Несмотря на трудности, сейчас композитор вспоминает о тех временах не без легкой нотки ностальгии.
“Как ни странно, в тот период ощущалось огромное желание работать, не было пассивности”,
– говорит она. В начале 1990-х Губайдулина переехала в Германию, где поселилась за городом и обрела покой.
“Я получила самые важные дары для того, кому необходимо творить: тишину, близость к природе и полное отсутствие индустриализации в округе. Можно ли было этого достичь в России? Я пробовала и не раз, но там была высокая преступность и жить было небезопасно”,
– пояснила она. Современную поп-музыку живой классик считает безусловным злом.
“Она стала очень агрессивной. Когда я расслабляюсь и вдруг звучит поп-музыка, мне становится плохо физически”.