Играть под палочку Геннадия Рождественского мечтают многие оркестры мира. Госоркестр был лишен этого удовольствия более тридцати лет. Перед концертом – пять репетиций, каждая из которых завершалась овацией. Для первой встречи после длительной паузы Геннадий Рождественский выбрал произведения хорошо известные. Скифская сюита Прокофьева и Десятая симфония Шостаковича, по мнению маэстро, дежурное блюдо любого уважающего себя оркестра. Сам маэстро играл их десятки раз. «Скифская – 72 раза я сделал, должен быть 73», – рассказывает Геннадий Рождественский. Самым редко исполняемым в этой программе, по мнению Рождественского, оказался Четвертый концерт Рахманинова, в котором солировала Виктория Постникова. «Я этот концерт очень нежно люблю. В каком-то смысле считаю лучшим из его концертов. Он очень труден в ансамблевом отношении, наиболее труден. Может быть поэтому редко играют», – считает пианистка Виктория Постникова. Десятую Шостаковича Рождественский исполнил в девяностый раз. Впервые сыграл – и тоже с Госоркестром – в 55 году в Зале Чайковского, тогда он заменил заболевшего Самуила Самосуда. Перед концертом молодой Рождественский позвонил Дмитрию Шостаковичу и поехал к нему домой, чтобы услышать от него комментарии к симфонии. Но вместо разговоров, просто сыграли сочинение в четыре руки. Тогда Рождественский не узнал о том, что Скерцо – это музыкальный портрет Сталина, а в Третьей части композитор зашифровал инициалы своей знакомой из Баку Эльмиры Назировой. Она вынуждена была эмигрировать, из-за чего пришлось расстаться с письмами Шостаковича. А их было – ни много ни мало – шестьсот. «Этого он, конечно, не касался. Сейчас только играю, это все встает перед глазами, перед ушами. Такая громадная история. Да…», – говорит Геннадий Рождественский. Работой с Госоркестром Рождественский остался доволен. И был склонен шутить. Изложил свою парадоксальную теорию Средиземноморья, согласно которой – чем ближе к югу, тем слабее симфоническая культура. Так что Москва в климатическом отношении для оркестров весьма благоприятна. «Порывался поехать в Гренландию, но мне сказали, что там нет оркестра. Потому что, по моей средиземноморской теории, там должно быть нечто феноменальное», – признается Геннадий Рождественский.
К 75-летию создания оркестра имени Светланова
Кстати