Историческая церемония открытия новой сцены “Геликона” состоялась вечером 1 ноября, но серия праздничных гала-концертов уже стартовала и развернется до 8 ноября.
Праздновать будут всем оперным миром, с участием звезд и директоров оперных домов, поскольку шумная и тяжелая история этой стройки, чуть было не уничтожившая сам “Геликон”, не оставила равнодушным никого.
Первый почетный гость уже выступил в новом зале “Стравинский” – Дмитрий Хворостовский, приехавший поздравить геликоновцев с их вторым рождением и с днем рождения их основателя и худрука Дмитрия Бертмана.
Исполненная им в концерте-увертюре ария графа ди Луны из оперы “Трубадур”, окутавшая зал мягким сфумато звука и лирической приподнятостью любовного признания, стала первым и очень теплым приношением новому, сказочно красивому оперному залу, появившемуся в Москве. И есть надежда, что певец еще выступит в этом зале не раз. Так же, как и другие оперные звезды, съезжающиеся сейчас в Москву поздравлять геликоновцев – Ольга Бородина, Александр Антоненко, Инва Мула, Ольга Гурякова, Василий Ладюк, Борис Стаценко, Вероника Джиоева, Асмик Григорян.
Свои поздравления и желание выступить в новом “Геликоне” передали по видеосвязи Хосе Кура, Пласидо Доминго, Мария Гулегина. Все они участвовали в том, чтобы театр “Геликон”, а не банк, открывал зал в этом уникальном для московской культуры месте, связанном с именами Станиславского, Таирова, Мейерхольда, Коровина, Врубеля, Шаляпина, Чайковского, Рахманинова, с оперными домами Мамонтова и Зимина.
“Геликон” – продолжатель этой театральной традиции и хранитель творческой энергии этого места. Во время реконструкции восстановили и саму усадьбу Шаховской – практически из руин, здание реставрировали, украсили интерьеры, а портрет самой княгини, именем которой назвали белоколонный зал, переместили в нижний этаж – в основание театра.
Новый же зал “Стравинский” только открывает свою историю. О его необычной архитектурной красоте уже знают все, хотя никто почти там не бывал. Но в реальности “Стравинский” производит еще более сильное впечатление – теплой атмосферой театрального Дома, где есть двор, несущий в себе историческую память, духовный покровитель – Георгий Победоносец, сказочное крыльцо – теремок, фантастический вид через сцену на московскую улицу – Калашный переулок, и даже звездное небо, расшитое кристаллами Сваровски.
Но главное качество этого зала – “звучащая” акустика, без которой все это великолепие “Стравинского” осталось бы только причудливым архитектурным пространством. На концерте-открытии это качество зала оценили все – как только услышали первые звуки “Коронационного марша” Петра Чайковского, а затем в Прологе “Паяцев”, когда вместо одного клоуна Тонио появявились четыре Тонио на балконах, и их басы и баритоны пролетели чистейшим звуком через весь зал.
Сюрпризов на концерте было много. Это настоящее музыкальное шоу, которое готовилось командой с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. И было все – “трюки” сценических штанкетов и платформ, виртуальные миры, архитектурные видеопроекции, воссоздающие в пустом пространстве образы усадьбы Шаховской, галактик, колоколов, святых.
А обаятельная труппа “Геликона” удивила своей артистической эквилибристикой, исполняя арии, разбитые на несколько голосов, виртуозные массовые сцены, оперные попурри – музыку Моцарта, Россини, Верди, Оффенбаха, Бизе, Вагнера, Мусоргского, Бородина.
И поразительно, как в одно мгновение этого праздника навсегда останутся позади страшные восемь лет тяжелейших испытаний, выпавших на долю геликоновцев, за судьбу которых переживал весь оперный мир. “Геликон” в этой войне победил. Победил Дмитрий Бертман, не отступавший ни на шаг, выстоявший до конца, победил коллектив, не разлетевшийся по другим сценам и дождавшийся этого дня – открытия своего театра. Поздравляем всех и желаем геликоновцам счастливой творческой судьбы!
Денис Мацуев, народный артист России, пианист:
“Дима Бертман – абсолютно героическая личность. Это огромная редкость, когда в творческом человеке совмещается талант и менеджерские качества. Разве только мой друг Валерий Гергиев обладает этой жилкой. Наши времена – действительно не самые легкие, чтобы сделать то, что он сделал. Он бился за театр многие и многие годы, и теперь, я знаю, там прекрасный акустически зал, невероятный рояль. А назвать зал именем Стравинского – это браво!
И это абсолютно правильно, потому что у нас в Москве до сих пор нет залов ни Шостаковича, ни Прокофьева, ни Стравинского. Я желаю этому театру огромного успеха, процветания и романтизма, который всегда там присутствует. От его театра всегда идет какая-то легкость и добрая энергия. А доброта – это свойство таланта.