Число просмотров видео музыкантов на YouTube постоянно растёт.
Однако сами исполнители и лейблы не чувствуют этих изменений: им проще зарабатывать на физических носителях, как и 15 лет назад.
На этой неделе британская ассоциация рекорд-лейблов (BPI) выпустила отчёт за 2015 год. Из него следует, что число просмотров видео британских исполнителей на YouTube выросло в прошлом году на 88%. При этом их доходы от стриминга повысились всего на 4%.
Всего британские исполнители заработали на видео £24.4 млн. При этом их общий доход от продажи винила превысил £25 млн.
Такое положение дел в BPI называют «грабежом» со стороны YouTube и предлагают властям Великобритании и Евросоюза оказать давление на сервис. Представители ассоциации считают, что маленькие доходы музыкантов от стриминга приведут к серьёзным последствиям. «Артистам станет сложнее зарабатывать на жизнь», — считают в ассоциации и добавляют, что от плохих роялти YouTube пострадают Spotify и Apple Music, которые «более честно» платят за использование музыки.
Это отчасти правда. От проигрывания одного трека на YouTube музыкант получает примерно $0,0003 — $0,0018. Spotify платит исполнителям $0,0011 — $0,007. Лучше всех платит Google Play — до $0,017 за прослушивание. При этом лейбл от одного стрима зарабатывает, как правило, в 2,5 — 3 раза больше исполнителя. В 2010 году условия были ещё более несправедливыми для музыкантов: те получали от трека на Spoitfy всего $0,00029, а лейбл — $0,0016.
За политику авторских отчислений критикуют не только YouTube, но и Spotify. Для того, чтобы музыканту заработать $1 на песне, её должны послушать на любом из стриминговых сервисов более 3 тыс. раз. В 2013 году политику Spotify раскритиковал Том Йорк из Radiohead, после чего удалил все свои треки с сервиса. Аналогично поступила Тейлор Свифт.
Стриминговые сервисы в 2016 году должны заработать около $1,5 млрд. К 2018 году, по прогнозам PricewaterhouseCoopers, в США стриминг по доходам обгонит цифровые скачивания. Число прослушиваний в подобных сервисах за год выросло более, чем в два раза.
Николай Овчинников, “Apparat.cc“