Комплект (5CD) «Симфонии» великого Бетховена входит в серию изданий, подготовленных к 50-летию некогда единственного звукозаписывающего лейбла в нашей стране.
Сейчас «Мелодия» – жива, здорова и радует, находя среди архивных богатств и малоизвестные жемчужины и проверенных временем звезд.
Нарушим неписанные правила – про музыку скажем во вторую очередь. Личность дирижера и обстоятельства записи выглядят тут отдельной, важной темой.
Рудольф Баршай, по «профессии» альтист, создал первый в СССР Камерный Оркестр, прославился с ним во всем мире, став одним из популярнейших наших академических музыкантов. А ведь это были времена Рихтера и Ростроповича. Баршай замечательно, строго и раскованно интерпретировал и очень удачно записывал Моцарта, Малера, Шостаковича, Локшина. Бетховен не был его первоочередной задачей.
Но и тут дирижер нашел свой «голос», получил приглашение от британских издателей записать произведения великого симфониста и подарил миру свой оригинальный взгляд на его творчество.
Варианты бетховенских произведений от Баршая точно следуют указаниям композитора, они прозрачны и органичны. Дирижер, работал над циклом с московскими музыкантами – с 1969 до 1975 года. Виртуоз камерных жанров, он внес в «большой» симфонизм организованность музыки давних столетий.
Это особенно ясно, когда звучит Первая Симфония – идеальное «переходное» произведение, мост между эпохами. Она даже танцевальна, но в ней слышны трагизм и боевитость. Жанр, вслед за автором, развивают нежная Вторая и идеальная идейно-симфоническая Третья симфонии.
Затем идет шаг «назад» – в позитив, плюс два шага вперед – в качестве – Четвертая. Следом удивительный, всемирный хит – Пятая, сложная Шестая, напористая Седьмая с изумительным Alegretto, показавшимся самым удачным, близким Баршаю фрагментом во всем комплекте. На этом же, последнем диске – многоплановая, парадоксально позитивная Восьмая. Последние симфонии удались Баршаю особо, и тем более было интересно, как у него прозвучит завершающая цикл монументальная Девятая. Но все оказалось непросто, тут случился «бой» с обстоятельствами времени и места.
Бросается в глаза, что издание «неполно». Великой Девятой Симфонии с хором на слова Шиллера «Обнимитесь миллионы» тут нет. Когда хотели ее писать, условием Баршая было привлечение немецких вокалистов. Германская сторона не возражала, но претендовала на дележ прав. Советская аудиопромышленность на компромиссы не пошла, от записи отказались, и Россия так и не услышала Девятую от Баршая. Он исполнял Девятую с Лондонским Симфоническим, доступна его запись с Дрезденской капеллой, но это голоса из других времен.
В работе Баршая сочетались понимание того, что надо делать и тонкое чувство нюанса. Когда дирижер эмигрировал, его диски переиздавались огромными тиражами, но без указания фамилии. Наивные советские потребители радостно покупали Моцарта с надписью на конверте – «Московский Камерный Оркестр».
Бетховен от Баршая встречался редко, теперь же он – доступен. Комплект не только дарит оригинальные записи, но и дает ощущение большой классики, в наше время редкое. Звучит музыка тут иногда неожиданно – внешний и экстравертный подход к музыке Бетховена доминирует в массовом сознании.
Бетховен у Баршая, конечно, не тих, он даже менее лиричен, чем можно было бы представить. Его душевная мука, как и дух бойца, и глубина чувства передаются цельно, разнообразно и гармонично. Можно сказать, что мы слышим на редкость адекватное, по-настоящему классическое восприятие и воспроизведение классических произведений.