16 марта 2017 артисты оркестра Волгоградской филармонии направили председателю областного комитета культуры Владимиру Попкову письмо о ситуации в филармонии. Публикуем это письмо.
Волгоградский Академический симфонический оркестр был создан в 1987 году выдающимся музыкантом с высочайшим авторитетом в музыкальном мире и огромным артистическим и организаторским талантом – Народным артистом России Эдуардом Серовым.
За это время симфонический оркестр стал важнейшим культурным достоянием Волгограда, региона и России в целом. Оркестр выступал в лучших концертных залах Европы, Америки и Китая с триумфальным успехом. Зарубежными и российскими фирмами выпущено 15 компакт-дисков с записями шедевров мировой классики. Пятнадцать его ведущих солистов отмечены почетным званием «Заслуженный артист Российской Федерации». Концертмейстеры групп и наиболее опытные музыканты коллектива успешно сочетают исполнительство с педагогической деятельностью на кафедрах музыкальных вузов и колледжей Волгограда.
В 1995 году за выдающиеся творческие достижения Волгоградский симфонический оркестр – один из самых молодых в стране – награждён почетным званием «Академический».
На пороге своего 30-летия оркестр оказался в бедственном положении: руководить филармонией назначены чиновники, которые не имеют ни специального образования, ни любви, ни просто уважения к труду профессиональных музыкантов и считают, что обладают безупречной квалификацией во всех видах деятельности, включая творческую.
Менее чем за три месяца их руководства уже уволилось более 10 профессиональных специалистов, в филармонии царит атмосфера нервозности, недоверия, недоброжелательности, артистов подозревают в алчном стремлении «подзаработать бюджетных денег».
Чем объяснить тот факт, что вновь назначенные директор и его заместитель даже не представились коллективу и за три месяца так этого и не сделали? Почему в учреждении культуры на ключевых должностях нет ни одного человека с музыкальным образованием, а филармония существует без художественного руководителя? Как работать артистам в такой «творческой» обстановке?
То, что создавалось годами, безжалостно разрушается: Программа творческой поддержки юных музыкантов «Цветы музыки», которая проводится оркестром с 1991 г. и в 2010 году удостоена Государственной премии Волгоградской области в номинации «культура и искусство» признана «незаконной» и находится под угрозой закрытия. Дети-лауреаты этой программы ежегодно в качестве награды получали право выступления с симфоническим оркестром, победители прошлых лет продолжили свое образование в Москве, Санкт-Петербурге и уже работают в лучших оркестрах страны. Молодого талантливого органиста, лауреата международных конкурсов Владимира Королевского вынуждают уволиться «в соответствии с законом».
Первой ушла Гребнева В. В., старший администратор оркестра, проработавшая с нами более 20-ти лет – заботливый и опытный администратор. Затем уволили художественного руководителя и главного дирижера Волгоградского академического симфонического оркестра Серова Ю. Э., наследника своего отца, основателя и бессменного руководителя ВАСО на протяжении 29 лет, т.е. фактически «обезглавили» огромный профессиональный коллектив.
Работа симфонического оркестра находится под угрозой срыва:
каждая служебная записка подвергается длительному «обдумыванию», документы, если подписывают, то только по понедельникам и пятницам, профессионализм дирижера Ю. С. Серова, которого оркестр считал и считает своим руководителем, за которого каждый концерт «голосует» публика полными залами и аплодисментами, вызывает недоверие нового руководства, потому что, по их мнению, дирижер, прежде всего,«должен быть здесь всегда». Кто придумал это правило и где оно записано? Российская и мировая практика говорят об обратном: востребованный музыкант никогда не сидит на месте, новые впечатления побуждают его к творчеству, тем более что современные средства связи позволяют общаться всегда и везде. Находится ли маэстро Гергиев, Башмет, Спиваков всегда на месте своей работы?
Кто же будет заниматься составлением следующего концертного сезона, репертуарной политикой, приглашением музыкантов – солистов? Кто позаботится о нашей волгоградской публике? Кто из чиновников обладает соответствующим образованием, знаниями, опытом, связями в музыкальном мире? Когда, наконец, они поймут, что музыкант очень долго учится и совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела, что каждый концерт для нас – это экзамен, что руководитель оркестра – это сумасшедший сплав множества профессиональных и человеческих качеств, что дирижер должен нравиться не директору, а публике и что их дело – организовывать и поддерживать наш труд, а не стараться сделать все правильно по бумажкам , потому что публика приходит не отчеты читать, не увидеть директора или заместителя, а увидеть любимого дирижера, солиста, услышать музыку, которую исполняем мы, артисты и получить заряд энергии .
7 мая 2015 года перед концертом к 70-летию Великой Победы на Площади Павших борцов вместе с музыкантами из г. Оснабрюк мы слушали речь министра иностранных дел России Сергея Лаврова , министра иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайера, губернатора Волгоградской области А. И. Бочарова и гордились своей страной, своим родным городом и тем, что мы участники такого события.
Пока не поздно, пока не разрушено все, что создавалось профессионалами многие десятилетия, давайте остановим чиновничий беспредел!
Дайте нам спокойно работать!