12 апреля 2017 Башмет Центр представляет неординарный проект – восхитительную коллекцию театральных песен второй половины XVII века, написанных в жанре mad songs – «безумные песни».
Измученный невзгодами и опустошенный рутиной человек всегда искал убежища в мире грез – как две тысячи лет назад, так и в наши дни. И чем невероятнее фантазия, тем она притягательнее.
По креативности ничто не сравнится с воспаленным разумом. Наверное, поэтому поведение душевнобольных всегда возбуждало общественный интерес и даже зависть: какие, должно быть, яркие остросюжетные картины предстают в измененном сознании и какие сильные они вызывают чувства!
Еще в XVII веке в Англии придумали превратить самый настоящий сумасшедший дом в импровизированный театр, где все «актеры» неподдельно играют ненаписанные роли: знаменитый лондонский госпиталь Св. Марии Вифлеемской, или Бедлам (сокращение английского Bethlehem), открыли, как зверинец, для публичных посещений.
Программу «Безумные песни» можно было бы назвать «Песни Бедлама». Под влиянием жестокого лондонского развлечения в эпоху Реставрации получил широкое распространение особый музыкальный жанр – mad song, «безумная песня», песня-баллада с характерным содержанием. Этот жанр напрямую связан с расцветом музыкально-театральных направлений в Британии – театра масок, семи-оперы…
Бедлам, получивший в 1673 году новое роскошное здание по образцу дворца Тюильри, успешно конкурировал с благопристойными развлечениями. Заплатив всего один пенс, каждый желающий мог потешиться, наблюдая за «безумными выходками несчастных».
Жизнь обитателей Бедлама не раз отображалась в английской литературе, народном творчестве, живописи. Песни (про) сумасшедших пользовались бешеной популярностью, а сам госпиталь стал именем нарицательным, синонимом хаоса-неразберихи.
Композиторам эпохи барокко mad songs открыли новые горизонты, вызвав к жизни развернутые музыкально-поэтические произведения, предвосхитившие появление романтической баллады и в музыке, и в поэзии задолго до Шиллера и Шуберта. Многие песни специально создавались для выдающихся актрис того времени. Впрочем, в английской культуре обращение к mad songs можно встретить и в XX веке, один из подобных примеров – «Восемь песен безумного короля» Питера Максвелла Дэвиса (1968).
Культурно-образовательный центр Юрия Башмета открылся в Москве
В программу «Безумные песни» вошли композиции из эпохи расцвета жанра mad songs – песни и инструментальные пьесы Пёрселла, Дауленда, Экклза и их современников, а также фрагменты музыки к театральным представлениям.
Исполнители – авторитетные «аутентисты» с международной известностью: австрийская певица, основатель и художественный руководитель ансамблей Basiliensis и «Бах-консорт» Юлия Микконен, доцент Московской консерватории Ольга Филиппова, солисты оркестра Pratum Integrum Марина Катаржнова и Август Крепак.
Проектом Mad songs Башмет Центр продолжает новую серию концертов, посвященных старинной музыке, клавесинному искусству и исторически ориентированному исполнительству.
Программа концерта
1 отделение:
Джон Дауленд (1563–1626). «In Darkness Let Me Dwell» («Во мраке позвольте мне обитать»).
Генри Пёрселл (1659–1695). Рондо из музыки к драме «Абделазер, или Месть мавра» (1695).
Джон Экклз (1668–1735). «Restless in Thought» («Беспокойство в мыслях, разрушающее мой разум»).
Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704). Соната ми минор для скрипки и бассо континуо (1681).
Джон Экклз. «I Burn, My Brain Consumes To Ashes» («Горю! Рассудок мой весь в пепел обратился») из музыки ко II части «Дон Кихота» Томаса д’Уфри.
Иоганн Генрих Шмельцер (1623–1680). Соната «Ку-ку» в тоне ля для скрипки и бассо континуо.
Генри Пёрселл. «From Silent Shades» («Из тенистых безмолвных рощ Элизиума»).
2 отделение:
Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667). Plainte faite à Londres pour passer la mélancholie (Жалоба, написанная в Лондоне для рассеяния меланхолии).
Генри Пёрселл. «From rosy bowers» («Из будуаров роз») из музыки к III части «Дон Кихота» Томаса д’Уфри.
Никола Маттеис (до 1670 – после 1714). Aria Amorosa (Любовная ария).
Даниель Пёрселл (1664–1717). «O ravishing delight» (Какой восторг и восхищенье взора).
Prélude non mesuré (нетактированная прелюдия) в тоне соль, импровизация
Генри Лоус. «Amarilllis» («Твои стенанья слышу, Амариллис!»).
Джон Экклз. Граунд из сюиты «The Mad Lover» («Безумно влюбленный»).
Даниель Пёрселл. «Morpheus, Thou Gentle God» («Морфей, ты добрый бог»).
Генрих Игнац Франц фон Бибер. Соната фа мажор для скрипки и бассо континуо (1681).
Генри Пёрселл. «I’ll Sail Upon the Dog-Star» («Я оседлаю Сириус»).
Пресс-служба Башмет-центра