Британский дирижер Уильям Кристи остановил исполнение «Мессии» Генделя после того, как у одного из слушателей в зале зазвонил мобильный телефон.
«Out»,
– прокричал дирижер, остановив музыкантов, и попросил провинившегося выйти из зала.
Случай произошел на минувшей неделе в мадридском зале Auditorio Nacional.
Происшествие вновь подняло полемику о борьбе с мобильными гаджетами.
Отмечается, однако, что в условиях, когда залы классической музыки стремятся привлечь молодежь, исключительно запретительные меры могут иметь контрэффект.
Клавесинист, дирижер, музыковед и педагог Уильям Кристи является инициатором одного из самых интересных музыкальных проектов современности. Благодаря деятельности Уильяма Кристи во Франции значительно вырос интерес к барочной музыке и, в особенности, к произведениям французских композиторов XVII-XVIII веков, со многими из которых он впервые познакомил широкую публику.
Уильям Кристи родился в Баффало (штат Нью-Йорк), учился в Гарвардском и Йельском университетах, а с 1971 года живет во Франции. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он организовал ансамбль «Артс Флориссан».
Став художественным руководителем этого ансамбля, Уильям Кристи зарекомендовал себя как талантливый музыкант и театральный деятель; под его руководством ансамбль неоднократно выступал с новыми интерпретациями забытых произведений на концертных площадках и в оперных театрах.
В 1987 году Уильям Кристи поставил оперу Люлли «Атис» в парижской Опера Комик. Эта постановка, с которой ансамбль «Артс Флориссан» успешно объездил весь мир, стала началом международной известности Уильяма Кристи.
Особое внимание Уильям Кристи уделяет исполнению французской музыки эпохи барокко. Всеобщее признание получили его исполнения французской придворной музыки, мотетов, лирических трагедий, опер и балетов Шарпантье, Куперена, Мондонвилля, Кампры, Монтеклера и Рамо.
Не меньшее внимание Уильям Кристи уделяет произведениям итальянских, немецких и французских композиторов. Он дает концерты из произведений Монтеверди, Росси и Скарлатти и исполняет Перселла и Генделя с неменьшим удовольствием, нежели Моцарта и Гайдна.
Уильям Кристи активно занимается оперным искусством, сотрудничая с такими знаменитыми оперными и театральными режиссерами, как Жан-Мари Виллежье, Роберт Карсен, Альфредо Ариас, Жорж Лавелли, Грэм Вик, Адриан Ноубл, Андрей Щербан и Люк Бонди. Среди спектаклей, созданных в сотрудничестве с этими режиссерами, – «Ипполит и Арисия» (1996), «Галантная Индия», «Альцина» (1999) и «Бореады» (2003) в Парижской опере; «Медея» (1993), «Возвращение Улисса» (2002), «Бореады» (2003), «Ксеркс», «Паладины» (2004) и «Святой Алессио» Стефано Ланди в оперном театре Кана (2007); «Похищение из сераля» (1993) в Рейнской опере; «Король Артур» (1995) и «Паладины» (2004) в парижском театре Шатле.
Вместе с ансамблем «Артс Флориссан» Уильям Кристи неоднократно выступал на фестивале в Экс-ан-Провансе, где под его руководством были исполнены оперы «Кастор и Поллукс» (1991), «Королева фей» (1992), «Волшебная флейта» (1994), «Орландо» (1997), «Возвращение Улисса» (спектакль возобновлен в 2002 году и был высоко оценен критикой) и «Геракл» (2004). В 2007 году ансамбль «Артс Флориссан» начал сотрудничать с мадридским Театро Реал, где в ближайшие сезоны представит несколько опер Монтеверди.
Будучи востребованным дирижером, Уильям Кристи регулярно выступает на самых престижных оперных фестивалях.
Уильям Кристи основал в Кане вокальную академию «Сад голосов» (Le Jardin des Voix), которая в течение сезонов 2002, 2005, 2007 и 2009 годов вызывала огромный интерес во Франции и многих странах Европы и в США.
В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Он является Командором ордена Почетного легиона и Офицером ордена Искусств и изящной словесности.
В ноябре 2008 года Уильям Кристи стал членом Академии изящных искусств, а в январе 2010 – членом Института Франции. В 2004 году он стал лауреатом премии Лилиан Беттанкур “За хоровое пение”, которая была вручена ему Академией изящных искусств, а в 2005 году – лауреатом премии Жоржа Помпиду.