В одно из прошедших воскресений октября в Берлинской филармонии прошли два примечательных концерта.
Днем на прославленной немецкой сцене состоялось концертное исполнение редко звучащей оратории Макса Бруха «Песнь о колоколе» для солистов, хора, органа и оркестра на тексты Ф. Шиллера.
Немецкий поэт воспел в своей поэме колокол Мюнстера швейцарского города Шаффхаузен. На этом колоколе отлита надпись:
“Vivos voco, mortuos plango, fulgura frango” – “Зову живых, оплакиваю мертвых, ломаю молнии”.
Именно эта фраза и послужила эпиграфом к “Песне о колоколе”. В поэме поэт описал процесс литья колоколов под впечатлением от посещения литейни Йоханеса Майера в 1788 году в Рудольштадте.
Среди немалого количества светских хоровых произведений Макса Бруха оратория «Песнь о колоколе» отличается масштабностью замысла, серьезным полифоническим развитием, богатством гармоний и яркой оркестровкой. Музыка произведения практически неизвестна слушателю. Тем отраднее было услышать это незаслуженно забытое сочинение немецкого романтика в интерпретации замечательных музыкантов: Филармонического хора Берлина, оркестра Штаатскапеллы Халле и немецких вокалистов: Рут Цизак (сопрано), Бритты Шварц (альт), Йорга Дюрмюллера (тенор) и Андреаса Шнайбера (бас).
Заслуживает особого внимания и блестящая дирижерская трактовка этого произведения, выполненная Йоргом-Петером Вайглем.
В вечернем концерте выступил симфонический оркестр Берлинского радио под управлением Марка Альбрехта – главного дирижёра Нидерландского филармонического оркестра и Нидерландского оперного театра.
Сочинение «Атмосферы» для большого оркестра, созданное венгерским композитором Дьердем Лигети в русле авангардистской эстетики, поразило своей графичностью и обилием сонорики.
Семь ранних песен Альбана Берга на стихи австро-немецких романтиков проникновенно исполнила известная немецкая певица – сопрано Доротея Рёшманн. Она прекрасно чувствует вокальную природу австро-немецкой Lied. Выразительный и объемный голос Рёшманн очень хорошо сочетался с искусным аккомпанементом берлинского оркестра.
Первая симфония Густава Малера, продолжившая второе отделение концерта, не произвела ожидаемого эффекта. Марку Альбрехту не хватало концентрации и сосредоточенности на деталях партитуры, поэтому форма сочинения временами страдала. Оркестр звучал не всегда убедительно, несмотря на пылкую натуру и харизматичные жесты дирижера.
Между тем, публика концертного зала Берлинской филармонии благосклонно приняла эту интерпретацию, отличную от недавней впечатляющей трактовки Ивана Фишера с оркестром Берлинского Концертхауса того же малеровского шедевра.
Напомню, что оркестр Берлинского Концертхауса завершал масштабный форум Musikfest Berlin, прошедший в сентябре этого года на сцене Берлинской филармонии.
Виктор Александров, Берлин (Германия), СlassicalMusicNews.Ru