К ранней опере Родиона Щедрина “Не только любовь” (1961 г.) обратился народный артист России Юрий Александров. Премьеру спектакля покажет в субботу труппа театра “Санктъ-Петербургъ Опера”.
“Считаю, что тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Вместе с народным художником России Вячеславом Окуневым мы решали вопрос, как уйти от привычной сельской бутафории, как сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни”,
– говорит режиссер-постановщик, вдохновленный обещанием композитора приехать на один из премьерных показов.
Родион Константинович предоставил режиссеру полную свободу в обращении с музыкальным материалом во имя достижения художественного результата. В Петербург он приедет вместе со своей супругой Майей Плисецкой, которой посвящена эта опера.
Как рассказал Александров, его сейчас остро волнует “тема нашего прошлого”, которое, по мнению режиссера, было великим, и его нельзя переписывать или украшать.
“Оно такое, какое было. Главное – в нем жили удивительные люди”,
– сказал Александров. Это относится и к героям оперы “Не только любовь”, написанной по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек. Александров попытался найти новый подход к постановке.
Создавая эту оперу для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору все же не удалось.
Поэтому важной вехой стало появление оперы в 1972 году на новой театральной сцене – в Московском камерном музыкальном театре Бориса Покровского. Несколько лет опера исполнялась в Москве и провинции, но, несмотря на большой успех, незаметно исчезла с афиш и в дальнейшем была незаслуженно забыта.