Завершившийся в Екатеринбурге III Симфонический форум России, проходил под слоганом «Место встречи российских оркестров».
Статус уральской столицы как центра отечественной оркестровой жизни в очередной раз закреплен, и теперь уже точно это место встречи изменить нельзя.
А в числе внутренних интриг и увлекательных сюжетов форума оказался екатеринбургский дебют и, в каком-то смысле, заочный турнир двух самых харизматичных российских дирижеров среднего поколения, прибывших во главе своих оркестров.
Теодор Курентзис вместе с пермской MusicAeterna играли Седьмую и Пятую симфонии Бетховена, который в их трактовке не был школьным венским классиком или романтическим мятежником. В головокружительно быстрых темпах и аскетичном звучании предстал другой Бетховен, брутальный, с грубыми мужицкими акцентами, без рефлексии и сантиментов.
А концерт Владимира Юровского и Госоркестра имени Светланова стал отдушиной для всех, кто воспринимает музыку как средство общения. У дирижера уникальное умение выстроить программу (на сей раз посвященную 100-летию начала Первой мировой войны) и разговаривать с залом как музыкой, так и словом, а у его оркестра — объемный благородный звук, идеальный баланс и качественные cоло.
В деловой части был и традиционный корпоративный семинар Союза концертных организаций России, на который собрались руководители и организаторы концертного дела России и их коллеги из-за рубежа. В круг обсуждаемых вопросов на этот раз попала животрепещущая тема использования нотного материала и сложных в российском варианте взаимоотношений с правообладателями-издательствами.
Главной содержательной доминантой симфонического саммита стал его спецпроект «Время Тертеряна». 2014-й — год двойного юбилея великого армянского отшельника, летом ему исполнилось бы 85, если бы он не ушел из жизни в декабре 1994 г. в Екатеринбурге. В тот последний год Урал для Авета Тертеряна стал местом, где он обрел понимание, поддержку, работу, круг общения.
В рамках Симфофорума состоялись посвященные композитору мини-кинофестиваль, выставка, литературный вечер, встречи, дискуссии и презентации нового издания книги «Беседы с Аветом Тертеряном», автор которой, сын композитора Рубен Тертерян, прилетел в Екатеринбург.
Музыку Тертеряна на Симфофоруме играли два оркестра и два дирижера, у которых на это особые права. Ярославский губернаторский оркестр во главе с Мурадом Аннамамедовым (которому посвящена последняя, Восьмая симфония Тертеряна) исполнил Пятую симфонию, а Уральский филармонический (сыгравший все симфонии композитора) — Третью симфонию.
Масштабные полотна, где по-особому спрессованы физическое время и магическое пространство, где используются национальные армянские инструменты — кяманча, дудук, зурна, — но общая звуковая концепция выходит не локального, а космического масштаба.