На сцене Мариинского театра 21 февраля главную партию в бессмертной опере Дж. Верди “Аида” исполнит Аюна Базаргуруева – солистка Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Г. Цыдынжапова.
Дирижер спектакля – главный хормейстер Мариинского театра, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Андрей Петренко, в главных партиях: Аида – Аюна Базаргуруева, Амнерис – Надежда Сердюк, Радамес –Ахмед Агади, Рамфис – Юрий Воробьев, Амонасро – Александр Никитин, царь Египта – Владимир Феляуэр.
Впервые опера “Аида” была сыграна 24 декабря 1871 года в Оперном театре Каира. Премьера в Мариинском театре Санкт-Петербурга прошла 1 апреля 1877 года. Премьера постановки, в которой споет Аюна Базрагуруева, прошла 11 июня 2011 года.
Концертмейстер Бурятского театра оперы и балета, народная артистка России Дарима Лхасарановна Линховоин:
“Во время поездки в Санкт-Петербург в ноябре прошлого года мы с Аюной решили сходить на оперу “Левша” в Мариинском театре. Этот интереснейший спектакль был подготовлен к 60-летию маэстро Валерия Гергиева – художественного руководителя-директора Мариинского театра.
После спектакля я решила поздравить художественного руководителя театра Валерия Гергиева за кулисами. Среди поздравляющих были Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Николай Цискаридзе и много других известных людей. Мне пришлось буквально пробираться через толпу желающих поздравить маэстро, с Валерием Абисаловичем мы учились в одной консерватории, он учился на курс младше меня.
Я его поздравила с юбилейной датой, он поинтересовался, по какому поводу я в Санкт-Петербурге, и у меня прямо в этот момент и родилась эта идея. Отвечая на вопрос, я ему и предложила прослушать мою певицу. Он отвечает, что давно уже никого не прослушивает, но все равно назначает мне время уже на завтра после концерта в театре.
Как обычно после концерта к Гергиеву выстроилась целая очередь людей, которые специально прилетели в Санкт-Петербург на концерт поздравить и встретиться с ним. Среди них японцы, американцы, гости со всего мира. Я встала в этой очереди. Наконец в два часа ночи он выходит из кабинета и говорит: “Дарима, пойдем”. Мы быстро проходим в зал, я сажусь за рояль. Аюна встала на сцене, и мы спели арию Аиды “Нил”.
Слушал он вместе с Леонидом Корчмарем, который у нас в Улан-Удэ дирижировал “Аиду”. После прослушивания Гергиев говорит, что она ему очень понравилась, надо что-то придумать с ней. И добавил, что все передаст через Леонида Корчмаря. И уже перед отъездом в Улан-Удэ мы встретились с Корчмарем, который и передал приглашение Мариинского театра спеть в спектакле “Аида”. Есть три сцены, на которых мечтают спеть все мировые знаменитости: Ла Скала в Милане, Нью-Йоркский “Метрополитен Опера” и Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Петь в одном из лучших театров мира – это бесподобное счастье для артиста. Тем более в таком потрясающем составе. Это здорово, я счастлива за Аюну!”
Традиция пения бурятских певцов в Мариинском театре была начата народным артистом СССР Лхасараном Линховоиным. В 60-80 годы его часто приглашали петь Мефистофеля в “Фаусте”, Кончака в “Князе Игоре”, позже по приглашению Мариинского театра в опере “Аида” пели Галина Шойдагбаева и Дугар Дашиев. После этого в Мариинском театре по приглашению работала Валентина Цыдыпова.
Аюна Базаргуруева – лауреат III премии Международного конкурса исполнителей итальянской оперы Competizione dell’Opera (2012 год), лауреат II премии Международного вокального конкурса имени Пурэвдоржа (2012 год), лауреат I премии Международного конкурса вокалистов им. Л. Линховоина.
В творческом багаже солистки Бурятского государственного академического театра оперы и балета Аюны Базаргуруевой: Марфа – “Царская невеста” Римского-Корсакова, Сента – “Летучий голландец” Вагнера, Недда – “Паяцы” Леонковалло, Микаэла, Фраскита – “Кармен” Бизе, Чио-Чио-сан – “Мадам Баттерфляй” Пуччини, Иоланта – “Иоланта” Чайковского, Татьяна – “Евгений Онегин” Чайковского, Лиза – “Пиковая дама” Чайковского, Аида – “Аида” Пуччини, Парася – “Сорочинская ярмарка” Мусоргского, Арюун Гоохон – “Энхэ Булат баатор” Фролова.