Главное архивное управление города Москвы включило ранее неизвестное произведение Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы.
Неизвестная ранее пьеса «Экспромт» знаменитого советского композитора и музыканта Дмитрия Дмитриевича Шостаковича обнаружена в личном фонде Народного артиста РСФСР Вадима Борисовского, хранящегося в государственном архиве столицы.
Об этом сообщила пресс-служба Главного архивного управления города Москвы.
Исключительная ценность автографа пьесы «Экспромт» для изучения композиторского феномена Шостаковича и истории отечественного музыкального искусства в целом, представляется несомненной.
Подлинность и уникальность рукописи подтверждены заключениями экспертов Российского института истории искусств, Архива Д. Д. Шостаковича и Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Автограф состоит из 2-х разрозненных листов, заполненных рукой автора с лицевых сторон. На одном листе выписана партия альта, а на другом – партитура сочинения.
Пьеса (миниатюра) озаглавлена «Экспромт», снабжена темповыми обозначениями (Adagio – Allegro); в правых верхних углах проставлены роспись, номер опуса 33, дата и место создания (2/V 1931, Ленинград).
Под нотным текстом партии альта имеется дарственная надпись:
«Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д. Шостакович 2/V 1931, Ленинград».
По мнению музыковедов, адресатом дарственной надписи был Александр Михайлович Рывкин, альтист, один из основателей Квартета им. Глазунова. Обстоятельства первой встречи Шостаковича с Рывкиным и причины, по которым подаренная Рывкину пьеса «Экспромт» в результате попала к другому альтисту, Вадиму Борисовскому, пока неизвестны и требуют отдельного изучения. Однако, согласно дарственной надписи уже можно утверждать, что знакомство композитора с альтистом, ознаменовавшееся новым опусом, произошло 2 мая 1931 года, в день сочинения и дарения.
По словам экспертов, пьеса сочинялась спонтанно, «на случай»: об этом говорят ее название, точная дата и дарственная надпись. Текст в автографе представлен характерной для Шостаковича «скорописью».
В партитуре композитор пользуется знаками повторов в аккомпанементе, а в нижней части листа, из-за нехватки места, сокращает партию фортепиано до одной строки. Однако нотный текст пьесы полностью читается, а в концерте – легко реконструируется, и может быть исполнен.
Миниатюра снабжена номером опуса – свидетельством высокой авторской оценки композитора в момент создания произведения, позволившей Д. Д. Шостаковичу включить написанную в «один присест» камерно-инструментальную миниатюру в свой «Список сочинений» (опусник).
Впоследствии опусный номер 33 Шостакович отдаст музыке к кинофильму «Встречный» («Песня о встречном», Нас утро встречает прохладой…).
Внимания заслуживает и тот факт, что единственным примером тембрового сочетания альта и фортепиано в камерно-инструментальном наследии Шостаковича до сих пор считалась Соната для альта и фортепиано опус 147 (1975 год), последнее сочинение композитора. Пьеса «Экспромт» доказывает, что у гениальной Альтовой сонаты был тембровый предшественник.
На основании предоставленного специалистами заключения, Центральная экспертная комиссия Главархива Москвы включила нотный автографа Д. Д. Шостаковича – пьесы для альта и фортепиано «Экспромт» – в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы.