“Севильский цирюльник” в трактовке удивительного Юрия Александрова открыл XXXII Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина.
Мы стали свидетелями двойной премьеры, но об чуть позже…
Классика может быть авангардной, причем не во вред музыкальный части программы.
В прошлом году Юрий Александров привез на Шаляпинский фестиваль вполне себе классическую постановку «Аиды». Тем удивительней было видеть в 2014-м совершенно авангардную трактовку «Севильского цирюльника». Режиссер снова сыграл на деталях – смешал историю 200-летней давности с бытовыми реалиями и… удивительной музыкой Россини.
Для современного слушателя опера, написанная 200 лет назад, не может быть «из ряда вон» – для нас это классика, нечто типичное. Юрий Александров решил выбить почву из под ног логиков, ожидавших классического «цирюльника» и удивил зрителя забавной постановкой. К счастью, юмора добавили не в ущерб общему содержанию – сюжетная линия осталась нетронутой, равно как и музыка Россини.
“Я решил не привязывать действие оперы к отдельной эпохи. Напротив, мы взяли все, что было в «Севильском цирюльнике за последние 200 лет», при этом не стали уходить от задумки автора. Россини, скажем честно, задумывал комедию положений. Однако ни одна из современных постановок, прошедших перед моими глазами, не была смешной. Мы сделали все, чтобы оживить сюжет и добиться реакции зала.
– делится Юрий Александров.
Надо сказать, реакции публики были самыми живыми, а где-то даже, истеричными. Не все зрители смогли оценить Альмавива в ковбойском костюме и Розину в черной коже с плеткой наперевес.
Крайне удивил Фигаро – то в женском халате, то в костюме повара, то в наряде автомотогонщика начала 20 века. Перца добавили артисты хора в амуниции мушкетеров, а позже с шахтерскими лампами на головах. Наконец, добил Бартоло с усами то черного, то розового цвета и его уникальные конвульсии в момент исполнения знаменитой арии Дона Базилио о клевете. Как известно, «старый Дон» бьется не просто так, а переживая сильнейшие эмоции.
Кстати, ударами расцветили не только Бартоло, но и других героев – добрая «сотня» получила несколько махов сковородой по голове.
“Я вообще всю жизнь бегал от «Севильского цирюльника», а тут решился. Но делать постановку, сродни многим, не стал, как всегда. Так, например, Розина у нас не юная прелестница, а эдакая перезрелая дама, которая четко знает чего хочет. Бартоло – не старик, а обаятельный мужчина. Фигаро – целый бренд, компания, специализирующаяся на решении нестандартных задач.
– признается Александров. Наверное, все сказанное выше несколько шокирует, но прибавьте к монологу удивительную, гениальную, бессмертную музыку Россини, прекрасные голоса исполнителей и получите полную картину – прекрасную постановку уникального Юрия Александрова, действительно забавную и, по-настоящему, авангардную.
Светлана Сергеева, DAILY