Пресс-конференция, посвящённая 240 сезону Большого театра России (2015/2016 гг.) состоялась в Царском фойе театра 17 июня 2015 года.
На ней присутствовали генеральный директор ГАБТ Владимир Урин и музыкальный руководитель – главный дирижёр театра Туган Сохиев. Не смог быть художественный руководитель балетной труппы Сергей Филин, находящийся сейчас на лечении в Германии.
Вела пресс-конференцию руководитель пресс-службы Большого театра Катерина Новикова. Она выразила признательность пришедшим журналистам.
«Очень приятно видеть, какой большой интерес вызывает репертуарно-творческая политика Большого театра»
– сказала она и передала микрофон Тугану Сохиеву.
Г-н Сохиев начал с того, что сейчас полностью занят работой над «Кармен». Сейчас уже практически начался монтаж декораций.
«Спектакль обещает быть очень интересным…»
Тут Урин не удержался и несколько охладил пыл дирижёра-постановщика. Сохиев поправился:
«Ну, мне так кажется! Мы очень хотим, чтобы он был интересным. …Как получится – судить вам и зрителям!»
Затем музыкальный руководитель Большого перешёл непосредственно к теме пресс-конференции. Вот что поведал Сохиев.
Начиная с прошедшего сезона, Большой театр уделяет большое внимание и придаёт огромное значение развитию молодёжной и детской аудитории. Премьера оперы «Кай и Герда» Баневича (которая прошла с большим успехом – до сих пор все билеты на неё распродаются) – показала, что и детям может быть интересно в оперном театре.
Большой продолжит идти по этому пути. Сезон откроется необычным проектом под названием «Байки о лисе, утёнке и Балде» (премьера 10 октября 2015). Театр объединил в одном спектакле «Байку про лису, петуха, кота да барана» Игоря Стравинского, сказку для голоса и фортепиано Сергея Прокофьева «Гадкий утёнок» и оперу московского композитора Александра Праведникова «Сказка о попе и работнике его Балде».
Дирижёр-постановщик Антон Гришанин, режиссёр Дмитрий Белянушкин, (они ставили «Кая и Герду»), художник Александр Арефьев. Спектакль с какими-то интерактивными элементами взаимодействия с детьми будет ставиться в Бетховенском зале. На него будут приглашаться дети с шести лет…
На Исторической сцене 26 октября будет осуществлена постановка оперы П. И. Чайковского «Иоланта». Полное название этого вечера «Сюита из балета «Щелкунчик» и «Иоланта».
«Могут спросить, причём здесь «Щелкунчик. Дело в том, что Чайковский в своё время задумал «Щелкунчика» и «Иоланту» как музыку одного вечера. Реализовать эту идею решили Владимир Федосеев, который будет дирижёром-постановщиком этого спектакля, режиссёр Сергей Женовач и художник Александр Боровский. Они пришли с этой идеей в Большой театр и постараются её осуществить»
– сказал Туган Сохиев.
Будут использованы восемь частей симфонической партитуры балета. Этой премьерой Большой театр продолжит празднование 175-летия со дня рождения Чайковского.
Там же 18 февраля 2016 года – премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» в редакции 1963 года. Дмитрий Дмитриевич, по словам его вдовы Ирины Антоновны, сам предпочитал эту редакцию. Режиссёр Римас Туминас, дирижёр Туган Сохиев.
На Новой сцене 13 декабря состоится премьера редко исполняемой оперы Георга Фридриха Генделя «Роделинда». Дирижёр Кристофер Мулдс, режиссёр Ричард Джонс.
А 19 апреля 2016 г. – премьера комической оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», силами молодых певцов и артистов Молодёжной оперной программы. Дирижёр Михал Клауза (Польша). Режиссёр Тимофей Кулябин, ставший известным после скандала вокруг оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. Решение его пригласить для постановки в Большом родилась у Сохиева и Урина после просмотра поставленного им «Евгения Онегина», ещё до скандала с «Тангейзером».
Сохиев просил не искать какую-то интригу в приглашении Кулябина в Большой.
«Для меня важен поиск талантов в России. Своих режиссёров. Своих дирижёров и певцов. Поэтому постановка «Дона Паскуале» – знаковая для Большого театра».
Оперная часть премьер Большого театра заканчивается «Осуждением Фауста» Гектора Берлиоза 22 июля 2016 г., которым будет дирижировать Туган Сохиев. Она замысливалась автором как концертная опера.
«Могут спросить, почему это вдруг на Исторической сцене Большого театра ставится оратория. По-моему, масштаб театральности этой партитуры выходит за рамки оратории. Режиссёром мы пригласили хорошо известного в Москве Петера Штайна. Называться она будет Драматическая легенда для солистов, хора и оркестра»
– разъяснил Сохиев.
Предстоит капитальное обновление «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова. За пульт выйдет его дирижёр-постановщик Александр Ведерников.
Театр отметит 100-летие Георгия Свиридова. Ему будет посвящён целый день 16 декабря, в течение которого будет три концерта. На Исторической сцене состоится большой симфонический концерт. В Бетховенском зале пройдут концерты хора Большого театра и Молодёжной оперной программы.
4 мая 2016 года концертом на Исторической сцене театр отметит 85-летний юбилей Геннадия Николаевича Рождественского, бывшего в 1965-70 гг. главным дирижёром Большого театра. Специально к этому концерту Джон Ноймайер поставит силами учеников Московской академии хореографии балет А. Глазунова «Времена года». Кроме того, п/у Рождественского прозвучит Девятая симфония Дмитрия Шостаковича и третий акт оперы Сергея Прокофьева «Семён Котко».
В Бетховенском зале будут интенсивно продолжены концерты артистов оркестра Большого театра и Молодёжной оперной программы.
Здесь микрофон взял генеральный директор Большого театра Владимир Урин. В отсутствии художественного руководителя балета Сергея Филина он рассказал о балетных планах театра. До того Урин отметил, что обсуждение вопроса о продлении контракта с ним – в то время как Филин находится на лечении в Германии – было бы некорректным.
22 июля 2015 г состоится премьера балета «Герой нашего времени». Хореография Юрия Посохова. Режиссёр, художник и автор либретто Кирилл Серебренников. Дирижёр Антон Гришанин.
20 ноября состоится концерт, посвящённый 90-летию Майи Плисецкой. Этот концерт придуман Плисецкой – вся программа была полностью согласована с ней. Этот концерт будет таким, каким его хотела видеть Майя Михайловна.
7 октября 2015 г. театр совместно с Академией хореографии отметит 100-летие Софьи Головкиной, многие годы возглавлявшей эту Академию.
Ещё один юбилей выпадает на октябрь – это 60-летие композитора Леонида Десятникова. В Большом театре его имя связано и с оперой, и с балетом. Будет сделана аудиозапись его оперы «Дети Розенталя». «Это была принципиально важная работа для Большого театра» – отметил В. Урин. На музыку Десятникова были поставлены два балета. «Утраченные иллюзии» идут в репертуаре театра. К юбилею композитора на Новой сцене будет восстановлен балет «Русские сезоны», и он будет идти в репертуаре предстоящего сезона. В октябре в Бетховенском зале и в Концертном зале им. Чайковского состоится фестиваль музыки Леонида Десятникова.
Первая балетная премьера – 2 февраля на Историческую сцену будет перенесён балет Минкуса «Дон Кихот». Постановщик переноса – Алексей Фадеечев. Художник оформления переноса – Валерий Яковлевич Левенталь. Это стало его последней работой.
Для театра также принципиально важно, что18 марта на Исторической сцене будет поставлен «Вечер современной хореографии». Это Вариации на тему Франка Бриджа Бриттена в постановке Ханса ван Манена, «Short Time Together» («Совсем недолго вместе») на музыку Макса Рихтера к к/ф «Её зовут Сара» и части седьмой симфонии Бетховена (хореография Пола Лайфута и Соль Леон), а также перенос на Историческую сцену «Симфонии псалмов» Игоря Стравинского в хореографии Иржи Килиана.
Последней балетной премьерой сезона 24 июня станет постановка балета «Ундина» молодого хореографа Василия Самодурова на музыку Ханса Вернера Хенце.
Завершением сезона будут грандиозные гастроли балета и оркестра Большого на сцене Ковент-гардена.
Потом В. Урин и Е. Т. Сохиев ответили на вопросы.
Первый вопрос был адресован Владимиру Урину — о порядке продажи билетов. Он ответил, что на этом фронте есть некоторые положительные сдвиги, но до полной победы ещё далеко.
Т. Сохиева спросили: «Будет ли сценическая версия «Орлеанской девы»? Ответ: планируется повторить её концертное исполнение. Относительно сценической версии Сохиев заметил:
«Кто сейчас может поставить «Орлеанскую деву»? Даже великий Покровский, который обладал могучим талантом, — даже он превратил этот спектакль в ораторию. Я чувствую, что в ней есть театральное зерно, которое можно развить. Но на сегодняшний день я не вижу режиссёра, который мог бы это сделать».
Вопрос: «На кого рассчитано возобновление черняковского “Онегина”»?
Сохиев ответил, что выбор будут делать Ведерников с Черняковым.
«Сейчас в составе труппы много новых интересных певцов, которые могут серьёзно включиться в эту работу. Выбор вдвое больше, чем тогда, когда он выпускался. Но пока я не могу назвать конкретные фамилии».
Урин сказал, что в будущем сезоне балет «Дочь фараона» не войдёт в репертуар. Он отметил:
«На сегодня репертуар в полтора раза больше, чем мы имеем возможность показать. Мы показываем около 470 спектаклей в сезон. Около 400 на Исторической и Новой сцене – где-то по 200 спектаклей. Для того, чтобы показать дважды одно название, должно быть не более 10-11 наименований для Новой сцены и 11-12 наименований для Исторической сцены. Физически нереально показать в течение одного сезона большее число постановок».
Владимир Урин сказал, что балеты Баланчина «Драгоценности» войдут в список сезона потому, что Большой приглашён в США на фестиваль Баланчина.
Владимир Ойвин